
Бюджетное управление в строительстве
Филиппов Н. Б.
Бюджетное управление в строительстве
Главная особенность строительства — длительный цикл производства. Сроки возведения строительных объектов измеряются месяцами, поэтому даты начала и конца строительства могут находиться в разных отчетных кварталах и даже в различных годах. Большой объем незавершенного производства и низкая оборачиваемость средств требует постоянной мобилизации собственных и заемных ресурсов. Растянутость строительства во времени не позволяет оперативно сопоставлять размер понесенных материальных и трудозатрат со степенью готовности возводимого объекта.
Периоды формирования доходов и расходов по объекту строительства не совпадают, что накладывает отпечаток на процесс планирования и получения отчетных данных о прибылях и убытках, пригодных для принятия управленческих решений. Для получения прогнозных показателей, пригодных для принятия решений, необходимо организовать систему долгосрочного планирования (несколько лет). Необходимо также проводить помесячную (либо поквартальную) корректировку бюджетов с учетом текущих изменений во внешней и внутренней среде предприятия. Корректировки необходимы для оперативного реагирования на множество ценовых и неценовых факторов, оказывающих влияние на бизнес.
Бюджетное управление в строительстве имеет следующие особенности ведения бизнеса:
- Обязательное наличие проектно-сметной документации;
- Управление взаимодействием между подразделениями ведется с учетом проектной деятельности предприятия;
- В процессе работ привлекаются субподрядные организации для выполнения специфических операций на объектах;
- Необходимо постоянно вести отслеживание графика работ и своевременной поставки сырья и материалов.
Как правило, строительные компании используют инструменты проектного управления:
- сетевой график работ;
- календарное планирование ресурсов.
Применение календарного планирования позволяет:
- определить сроки сдачи объектов строительства, учитывая наличные ресурсы и необходимые объемы работ;
- определить риски, влияющие на сроки сдачи объекта с учетом задержек поставщиков, собственных работ и работ субподрядчиков;
- установить приоритеты использования данных ресурсов;
- определить эффективное использование ресурсов.
Общая схема документооборота бюджетного управления в строительных компаниях может выглядеть следующим образом:
№ |
План |
Факт |
Анализ | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Долгосрочное (3-5 лет) | Среднесрочное (год) |
Текущее (месяц-квартал)
|
Документы | Регламенты | ||
1
|
БДР | БДРУ, СС, КПР, СГР | СС | КС-2, КС-3,РН и т.п. |
|
ПФА БДР |
2 |
|
БДДС, БКЗ | ЗРДС, ППДС | ПД | Распределение факта ДДС по статьям БДР | ПФА БДДС |
3 | ИБ | ИБУ |
|
Акты ввода в эксплуатацию ОС и НМА |
|
|
4 | ББЛ | ПБ |
|
|
УБ | СБ |
Расшифровка таблицы:
- БДР – бюджет доходов и расходов;
- БДРУ - бюджет доходов и расходов уточненный на базе операционных бюджетов ЦФО;
- КС-2 – Акт о приемке выполненных работ;
- КС-3 – Справка о стоимости выполненных работ и затрат;
- ПФА – план-фактный анализ;
- РН - расходные накладные;
- ЗРДС - Заявки на расход ДС;
- ППДС - Планируемое поступление ДС;
- ПД - платежные документы;
- СС – строительная смета;
- КПР – Календарный план движения ресурсов;
- СГР – Сетевой график работ;
- БДДС – бюджет движения денежных средств;
- БКЗ – бюджет кредитов и займов;
- ИБ – инвестиционный бюджет;
- ИБУ – инвестиционный бюджет уточненный;
- ОС – основные средства;
- НМА – нематериальные активы;
- ББЛ – бюджет по балансовому листу;
- ПБ - прогнозный баланс;
- УБ – управленческий баланс;
- СБ – сравнительный баланс;
- ДС - денежные средства;
- ЦФО - центр финансовой ответственности;
Используя данные бухгалтерского учета, невозможно провести качественный анализ затрат и доходов в требуемой аналитике. Зависимость бухучета от налогового учета зачастую приводит к списанию фактически не понесенных затрат для оптимизации налогообложения, что тоже не добавляет информативности для принятия управленческих решений. Эту задачу возможно решить только в рамках управленческого учета. Поэтому для строительных компаний необходимо внедрять управленческий учет, который собирает и группирует данные с учетом требований основных потребителей информации. На основании этих данных будут формироваться отчеты, которые смогут представить реальную картину о эффективности бизнеса и его структурных подразделений.
Важнейшую роль в процессе планирования играет бюджет движения денежных средств (БДДС). Планируя расходную часть БДДС, необходимо максимально детально увязать ее с графиком строительства, чтобы избежать замораживания средств в остатках материалов и дебиторской задолженности поставщиков.
Для решения задачи эффективного управления строительным предприятием предлагается использовать специализированные учетные программы. До начала внедрения любой учетной программы в строительной компании необходимо решить две основные методологические задачи:
- Необходимо создать единую (консолидированную) систему управленческого учета, ведущегося параллельно с бухгалтерским. Это позволит вести учет и получать отчетность по всем компаниям предприятия, рассматривая их как единый бизнес. В этом случае предприятие будет иметь возможность получать информацию о реальной управленческой себестоимости, доходах и расходах, движении денег.
- Необходимо создать единую систему планирования и контроля затрат. Нужно создать унифицированные формы бюджетов для долгосрочного и текущего планирования, проработать порядок составления и сведения бюджетов.
И ещё очень важное замечание: никакая самая продвинутая программа не сможет работать, если на предприятии отсутствует порядок в организации работ. Обычно, для более эффективного финансового управления очень важно консолидировать весь бюджетный процесс компании в руках финансового директора. Важно подчинить ему бухгалтерию и финансовую службу предприятия, чтобы избежать возможного конфликта интересов между различными подразделениями.
Автор:: Филиппов Николай