
Консалтинг финансового управления:
Финансы являются самым ликвидным видом ресурсов, способным трансформироваться в короткие сроки в любой другой ресурс: материалы, объекты, инструменты, технологии, рабочую силу и т.п. Степень эффективности, с которой компания способна распоряжаться данным ресурсом, во многом определяет её экономическое благополучие. Всё это делает управление финансовыми ресурсами одной из самых приоритетных задач для любой компании.
Для построения гармоничного и качественного процесса финансового управления на вашем предприятии мы предлагаем использовать систему сбалансированных показателей (ССП), которая переводит стратегию организации в набор оперативных целей и показателей для конкретных подразделений и исполнителей. Суть ССП можно кратко изложить в одной фразе: «Управлять можно только тем, что можно измерить», т.е. вы получаете «систему координат» для реализации стратегии на всех уровнях управления.
Цель данного подхода заключается в создании единого взаимосвязанного механизма, вовлекающего каждого исполнителя в решение продуктивных задач в интересах предприятия. Снижаются потери, связанные с отвлечением сотрудников на ненужную, а порой и вредную работу. Процесс внедрения ССП только на первый взгляд кажется сложным и непонятным. Мы считаем, что его можно проводить постепенно, отлаживая работу механизма шаг за шагом.
Система сбалансированных показателей (ССП, Balanced Scorecard, BSC) – это метод стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору подобранных показателей, отражающих все аспекты оперативной деятельности организации: финансовые, производственные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные, управленческие и т. д. ССП отражает связь между краткосрочными и долгосрочными целями. Смыслом ССП являлось обеспечение учета достижения компанией не только финансовых, но и других стратегических целей. С помощью этого инструмента стратегия переводится на операционный уровень, становится частью повседневной работы каждого сотрудника компании.
На уровне планирования создается стратегическая карта, которая имеет сходство с дорожной картой проекта — на ней отображаются связи между задачами, которые необходимо выполнить для достижения целей. При этом целевой результат определяется сразу по 4 направлениям: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы и развитие персонала без выделения и приоритета направления. На уровне бизнес-процессов достижение стратегических целей отслеживают с помощью Key Performance Indicators (KPI) — ключевых показателей эффективности (КПЭ), которые позволяют оценить результативность проведенной работы. KPI служат своеобразными индикаторами, с помощью которых можно понять, в какой мере были достигнуты запланированные значения.
- Разработаем эффективную нормативную документацию;
- Настроим и запустим рабочие процессы на вашем предприятии;
- Автоматизируем процессы финансового управления;
Примеры внедрений и автоматизации системы финансового управления
Группа ЭПМ | НПФ БАСК | ГК Российские автомобильные дороги (Автодор) | АО Русатом Сервис
Для нормального функционирования ССП на вашем предприятии мы предлагаем внедрение следующих ключевых процессов:
№ |
Наименование процесса |
Что включает |
Решение для автоматизации |
1 |
Разработка и развитие стратегии компании |
Разработка: - стратегических целей; - ключевых параметров оценки достижения целей; - методов и способов достижения целей; - стратегических карт; |
1С УХ, 1С ERP, 1С КА, 1С УПП |
2 |
Разработка и развитие финансово-экономической модели |
Разработка: - финансово-экономическая модель; |
1С УХ, 1С ERP |
3 |
Регулярное планирование деятельности |
- стратегическое планирование; - бюджетирование; - оперативное планирование; |
1С УХ, 1С ERP, 1С КА, 1С УПП |
4 |
Разработка и развитие системы мотивации |
- финансовое стимулирование и мотивирование; |
1С УХ, 1С ERP, 1С КА, 1С УПП |
5 |
- бухгалтерский и налоговый учет; - управленческий учет; |
1С УХ, 1С ERP, 1С КА, 1С УПП |
|
6 |
Регулярное финансирование деятельности |
- установка и корректировка лимитов на расход денежных средств; - ввод и согласование заявок на расход денежных средств; - планирование поступлений денежных средств; - формирование платежного календаря; - формирование платежных документов; |
1С УХ, 1С ERP, 1С КА, 1С УПП |
7 |
Регулярный контроль выполнения ключевых показателей |
- план-фактный анализ; |
1С УХ, 1С ERP, 1С КА, 1С УПП |
Состав документов, регламентирующих финансовую деятельность предприятия:
№ |
Документ |
Описываемые процессы |
Назначение |
1 |
Стратегия предприятия+ Стратегические карты предприятия
|
- Разработка стратегии компании |
Определение основных приоритетов деятельности предприятия в виде стратегических показателей эффективности на срок достижения определенных целей компании (1 год, 3 года, 5 лет и т.д.). Включает в себя долгосрочные источники и порядок финансирования, а также направления и порядок инвестирования. Детализация стратегии предприятия в виде иерархии ключевых показателей, описания процессов, с помощью которых планируется реализации стратегии на уровне подразделений. |
Примеры разработки стратегии |
|||
2 |
Финансово-экономическая модель предприятия
|
Описывается цифровая модель предприятия, в которой воспроизводятся будущие экономические процессы (потоки, остатки денежных средств, материальных ресурсов, долговых обязательств и т.п.), учитывающие различные варианты внутренних связей, прогнозы развития внешних событий и начальные условия. Модель служит для отладки финансовой стратегии, достижимости поставленных целей и проработки вариантов реализации стратегии. |
|
Примеры разработки финансовой модели |
|||
3 |
Положение о планировании и бюджетировании
|
- Оперативное планирование; - Финансовое стимулирование и мотивирование; - Финансовый контроль и регулирование; |
Устанавливает принципы, структуру, модель и порядок планирования (стратегического и оперативного) и бюджетирования на предприятии. Как правило положение включает в себя: - Ключевые принципы и определения системы планирования и бюджетирования; - Финансовую структуру; - Органы управления процессами планирования и бюджетирования; - Бюджетную и плановую модель; - Регламенты процессов планирования и бюджетирования; |
Примеры разработки положения о бюджетировании |
|||
4 |
Положение о казначействе
|
- Финансирование |
Устанавливает порядок планирования, осуществления и отражения платежей на предприятии. Положение о казначействе опирается на финансовую структуру и бюджетную и плановую модель предприятия. Как правило положение включает в себя: - Ключевые принципы и определения системы казначейства; - Органы управления процессами казначейства; - Источники и способы формирования расходных лимитов и платежного календаря; - Регламенты процессов казначейства; |
Примеры разработки положения о казначействе |
|||
5 |
Учетная политика
|
- Сбор и обработка фактической финансовой информации |
Устанавливает порядок и способы ведения учёта, определяет правила отражения, группировки и обобщения фактов хозяйственной деятельности, определение стоимости активов и пассивов предприятия. |
Примеры разработки учетной политики |
Финансовое управление включает в себя:
-
Анализ финансовой деятельности компании;
-
Выработку финансовой политики компании;
-
Финансовое моделирование и прогнозирование;
-
Финансовое планирование;
-
Сбор и обработку финансовой информации;
-
Финансовый контроль и регулирование;
-
Финансовую мотивацию персонала.
Что даст клиенту налаженная система финансового управления?
Финансист любой компании должен четко знать основные инструменты, правильно их классифицировать и эффективно использовать. Данные инструменты позволяют:
-
описать в количественных показателях стратегию компании;
-
построить прибыльную финансовую модель компании;
-
сформировать прозрачную понятную картину финансовых потоков;
-
описать текущую деятельность;
-
разработать систему управления финансовыми рисками;
-
оптимизировать расходы компании;
-
сбалансировать финансовые потоки компании;
-
оптимизировать налогообложение компании;
-
оценить текущее финансовое положение компании;
-
спрогнозировать будущее финансовое положение компании;
-
регулировать и контролировать финансовые потоки компании;
-
оценить экономическую эффективность инвестиций в развитие компании;
-
управлять структурой капитала для роста доходности на вложенный капитал при разумной балансировке финансовых рисков.
Какие услуги мы предлагаем:
Мы готовы оказывать поддержку в развитии системы финансового управления вашей компании:
-
оценить экономическую эффективность инвестиций (рассчитать отдельные показатели – IRR, NPV, PB и т.д.);
-
провести финансовый анализ компании по фактическим и/или прогнозным данным;
-
выявить граничные значения отдельных параметров, при которых вид деятельности / бизнес теряет/приобретает экономический смысл/становится рентабельным – выявление точки безубыточности;
-
разрабатывать эффективную финансовую модель;
-
разрабатывать методологию системы управленческого учета;
-
разрабатывать методологию системы бюджетирования и планирования;
-
разрабатывать методологию управления казначейством;
-
оценить степень рисков и выявить критические параметры бизнеса для целей их управления и акцентирования внимания.
-
автоматизировать процессы финансового управления.
Управленческий учёт предназначен для определения фактического положения компании или группы компаний в части движения, распределения ресурсов, состояния средств производства, обязательств, источников и результатов деятельности.
Управленческий учёт представляет собой упорядоченную систему выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления объективной экономической информации. Эта информация необходима для принятия обоснованных решений руководством.
Управленческий учет имеет отличия от бухгалтерского учета:
|
Различия в использовании |
|
Управленческий учет |
Бухгалтерский учет |
|
На кого ориентирован |
Руководство, собственники предприятия |
Руководство, собственники предприятия, контрагенты, государственные органы |
Доступность, закрытость |
Коммерческая тайна |
Открытый доступ |
Обязательность процесса |
На добровольной основе |
Обязателен для всех хозяйствующих субъектов. |
Основание для применения |
Управленческая учетная политика |
Бухгалтерская учетная политика на основании установленного законодательства |
Степень детализации |
В соответствии с внутренними приоритетами управления |
Установлена законодательством |
Порядок отображения операций |
Не регламентирован |
Строго регламентирован законодательством |
Периодичность |
В соответствии с внутренними приоритетами управления |
В строго установленные сроки |
Что мы готовы предложить Вам?
· Разработать и автоматизировать систему управления основными процессами и коммуникациями;
· Разработать и автоматизировать управленческий учет и бюджетирование;
· Разработать и автоматизировать систему эффективного моделирования и прогнозирования экономики предприятия.
Бюджетирование – это процесс, предназначенный для планирования деятельности компании или группы компаний на определенный период. Бюджетирование включает процессы формирования, согласования и исполнения Бюджета предприятия.
Бюджет предприятия – это основной финансовый документ предприятия, состоящий, обычно, из главных бюджетов, операционных бюджетов и инвестиционного бюджета. Также мы предлагаем включать в Бюджет предприятия сводный бюджет ключевых показателей эффективности.
Как правило Бюджет предприятия формируется на финансовый год, оперирует целевыми показателями в натуральной и денежной форме, утверждается приказом директора предприятия и является обязательным для исполнения на предприятии.
Бюджет предприятия формируется в разрезе центров финансовой ответственности. Для предприятий, осуществляющих проектную деятельность добавляются разрезы по проектам. Центры финансовой ответственности (ЦФО) могут не совпадать с функциональными подразделениями предприятия. ЦФО формируют финансовую структуру предприятия, основанную на экономической и финансовой модели предприятия. Таким образом, в ЦФО закреплена ответственность за определенного вида финансовые операции (в операционных бюджетах).
Процесс бюджетирования осуществляется на основании Положения о бюджетировании и регламентов бюджетирования. В этих документах закреплена модель, методика и алгоритм бюджетирования.
Очень важно, чтобы эти документы были полезными для предприятия и позволяли установить понятные принципы и ориентиры, определить ответственность и мотивацию конкретных ролей исполнителей и просто навести элементарный порядок в планировании.
Мы стараемся создавать компактное, эффективное и масштабируемое Положение. Компактный документ должен включать в себя только самое необходимое (без отвлекающих внимание отступлений) для понимания задачи, которое исключало бы двоемыслие и ошибки при ведении работы. Эффективный документ должен соответствовать потребностям конкретного предприятия, учитывать его задачи и специфику. Масштабируемый документ должен учитывать будущее развитие конкретного предприятия.
Подготовка такого документа требует серьезного профессионального навыка, глубоких знании экономики предприятия, его стратегических задач и творческих способностей. В результате такой работы предприятие получит систему, которая будет служить ему долгие годы даже с учетом будущих изменений на предприятии. На основании такого Положения гораздо проще, быстрее и дешевле внедрять автоматизированную систему.
Наша компания более 12 лет реализует проекты по разработке, внедрению и автоматизации систем бюджетирования на различных предприятиях, в том числе осуществляющих проектную деятельность. Мы также выполняем методическую поддержку заказчиков, проводим обследование действующей системы бюджетирования и даем рекомендации по её совершенствованию.
У компании накоплен большой опыт внедрения систем бюджетирования на основании программных продуктов 1С УПП, 1С ERP, 1С КА, 1С УХ и БИТ.ФИНАНС.
Казначейство выполняет ряд ключевых финансовых задач на предприятии. В круг обязанностей Казначейства входят следующие основные функции:
1) Управление ликвидностью денежных средств;
2) Финансирование компании;
3) Управление финансовыми рисками;
Функции казначейства реализуются в виде отдельных задач, описываемых в Положении о казначействе и Регламенте казначейства. На каждом предприятии существуют свой специфичный набор задач казначейства. Но в целом можно выделить следующий состав, который в той или иной степени желательно выполнять для поддержки нормальной работы предприятия.
В управление ликвидностью денежных средств можно включить следующие основные задачи:
1) Формирование и регистрация платежных документов;
2) Контроль расхода денежных средств (ДС) на основании Бюджета предприятия;
3) Контроль движений ДС для исключения кассовых разрывов;
В задачи финансирования предприятия входят:
1) Привлечение внешних и размещение собственных ДС;
2) Использование, размещение собственных и внешних финансовых инструментов (акции, облигации, векселя и т.п.);
3) Использование остатков ДС для получения пассивного дохода предприятия;
4) Управление дебиторской и кредиторской задолженностью;
В задачи управления финансовыми рисками входят:
1) Управление валютными рисками;
2) Управление риском изменения процентной ставки;
3) Управление фондовыми и долговыми рисками;
Наша компания более 12 лет реализует проекты по разработке, внедрению и автоматизации казначейства на различных предприятиях, в том числе осуществляющих проектную деятельность. Мы также выполняем методическую поддержку заказчиков, проводим обследование действующего казначейства и даем рекомендации по его совершенствованию.
У компании накоплен большой опыт автоматизации казначейства на основании программных продуктов 1С УПП, 1С ERP, 1С КА, 1С УХ и БИТ.ФИНАНС.