
Консалтинг финансового управления:
Для чего компаниям нужно управление финансовыми ресурсами?
Финансы являются самым ликвидным видом ресурсов, способным трансформироваться в короткие сроки в любой другой ресурс: материалы, объекты, инструменты, технологии, рабочую силу и т.п. Степень эффективности, с которой компания способна распоряжаться данным ресурсом, во многом определяет её экономическое благополучие. Всё это делает управление финансовыми ресурсами одной из самых приоритетных задач для любой компании.Для построения гармоничного и качественного процесса финансового управления на вашем предприятии мы предлагаем использовать систему сбалансированных показателей (ССП), которая переводит стратегию организации в набор оперативных целей и показателей для конкретных подразделений и исполнителей. Суть ССП можно кратко изложить в одной фразе: «Управлять можно только тем, что можно измерить», т.е. вы получаете «систему координат» для реализации стратегии на всех уровнях управления.
Цель данного подхода заключается в создании единого взаимосвязанного механизма, вовлекающего каждого исполнителя в решение продуктивных задач в интересах предприятия. Снижаются потери, связанные с отвлечением сотрудников на ненужную, а порой и вредную работу. Процесс внедрения ССП только на первый взгляд кажется сложным и непонятным. Мы считаем, что его можно проводить постепенно, отлаживая работу механизма шаг за шагом.
Система сбалансированных показателей
Система сбалансированных показателей (ССП, Balanced Scorecard, BSC) – это метод стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору подобранных показателей, отражающих все аспекты оперативной деятельности организации: финансовые, производственные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные, управленческие и т. д. ССП отражает связь между краткосрочными и долгосрочными целями. Смыслом ССП являлось обеспечение учета достижения компанией не только финансовых, но и других стратегических целей. С помощью этого инструмента стратегия переводится на операционный уровень, становится частью повседневной работы каждого сотрудника компании.
На уровне планирования создается стратегическая карта, которая имеет сходство с дорожной картой проекта — на ней отображаются связи между задачами, которые необходимо выполнить для достижения целей. При этом целевой результат определяется сразу по 4 направлениям: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы и развитие персонала без выделения и приоритета направления. На уровне бизнес-процессов достижение стратегических целей отслеживают с помощью Key Performance Indicators (KPI) — ключевых показателей эффективности (КПЭ), которые позволяют оценить результативность проведенной работы. KPI служат своеобразными индикаторами, с помощью которых можно понять, в какой мере были достигнуты запланированные значения.
- Разработаем эффективную нормативную документацию;
- Настроим и запустим рабочие процессы на вашем предприятии;
- Автоматизируем процессы финансового управления;
Примеры внедрений и автоматизации системы финансового управления
Группа ЭПМ | НПФ БАСК | ГК Российские автомобильные дороги (Автодор) | АО Русатом Сервис
Для нормального функционирования ССП на вашем предприятии мы предлагаем внедрение следующих ключевых процессов:
№ |
Наименование процесса |
Что включает |
Решение для автоматизации |
1 |
Разработка и развитие стратегии компании |
Разработка: - стратегических целей; - ключевых параметров оценки достижения целей; - методов и способов достижения целей; - стратегических карт; |
1С УХ, 1С ERP, 1С КА, 1С УПП |
2 |
Разработка и развитие финансово-экономической модели |
Разработка: - финансово-экономическая модель; |
1С УХ, 1С ERP |
3 |
Регулярное планирование деятельности |
- стратегическое планирование; - бюджетирование; - оперативное планирование; |
1С УХ, 1С ERP, 1С КА, 1С УПП |
4 |
Разработка и развитие системы мотивации |
- финансовое стимулирование и мотивирование; |
1С УХ, 1С ERP, 1С КА, 1С УПП |
5 |
- бухгалтерский и налоговый учет; - управленческий учет; |
1С УХ, 1С ERP, 1С КА, 1С УПП |
|
6 |
Регулярное финансирование деятельности |
- установка и корректировка лимитов на расход денежных средств; - ввод и согласование заявок на расход денежных средств; - планирование поступлений денежных средств; - формирование платежного календаря; - формирование платежных документов; |
1С УХ, 1С ERP, 1С КА, 1С УПП |
7 |
Регулярный контроль выполнения ключевых показателей |
- план-фактный анализ; |
1С УХ, 1С ERP, 1С КА, 1С УПП |
Состав документов, регламентирующих финансовую деятельность предприятия:
№ |
Документ |
Описываемые процессы |
Назначение |
1 |
Стратегия предприятия+ Стратегические карты предприятия
|
- Разработка стратегии компании |
Определение основных приоритетов деятельности предприятия в виде стратегических показателей эффективности на срок достижения определенных целей компании (1 год, 3 года, 5 лет и т.д.). Включает в себя долгосрочные источники и порядок финансирования, а также направления и порядок инвестирования. Детализация стратегии предприятия в виде иерархии ключевых показателей, описания процессов, с помощью которых планируется реализации стратегии на уровне подразделений. |
Примеры разработки стратегии |
|||
2 |
Финансово-экономическая модель предприятия
|
Описывается цифровая модель предприятия, в которой воспроизводятся будущие экономические процессы (потоки, остатки денежных средств, материальных ресурсов, долговых обязательств и т.п.), учитывающие различные варианты внутренних связей, прогнозы развития внешних событий и начальные условия. Модель служит для отладки финансовой стратегии, достижимости поставленных целей и проработки вариантов реализации стратегии. |
|
Примеры разработки финансовой модели |
|||
3 |
Положение о планировании и бюджетировании
|
- Оперативное планирование; - Финансовое стимулирование и мотивирование; - Финансовый контроль и регулирование; |
Устанавливает принципы, структуру, модель и порядок планирования (стратегического и оперативного) и бюджетирования на предприятии. Как правило положение включает в себя: - Ключевые принципы и определения системы планирования и бюджетирования; - Финансовую структуру; - Органы управления процессами планирования и бюджетирования; - Бюджетную и плановую модель; - Регламенты процессов планирования и бюджетирования; |
Примеры разработки положения о бюджетировании |
|||
4 |
Положение о казначействе
|
- Финансирование |
Устанавливает порядок планирования, осуществления и отражения платежей на предприятии. Положение о казначействе опирается на финансовую структуру и бюджетную и плановую модель предприятия. Как правило положение включает в себя: - Ключевые принципы и определения системы казначейства; - Органы управления процессами казначейства; - Источники и способы формирования расходных лимитов и платежного календаря; - Регламенты процессов казначейства; |
Примеры разработки положения о казначействе |
|||
5 |
Учетная политика
|
- Сбор и обработка фактической финансовой информации |
Устанавливает порядок и способы ведения учёта, определяет правила отражения, группировки и обобщения фактов хозяйственной деятельности, определение стоимости активов и пассивов предприятия. |
Примеры разработки учетной политики |
-
Анализ финансовой деятельности компании;
-
Выработку финансовой политики компании;
-
Финансовое моделирование и прогнозирование;
-
Финансовое планирование;
-
Сбор и обработку финансовой информации;
-
Финансовый контроль и регулирование;
-
Финансовую мотивацию персонала.
Что даст клиенту налаженная система финансового управления?
Финансист любой компании должен четко знать основные инструменты, правильно их классифицировать и эффективно использовать. Данные инструменты позволяют:
-
описать в количественных показателях стратегию компании;
-
построить прибыльную финансовую модель компании;
-
сформировать прозрачную понятную картину финансовых потоков;
-
описать текущую деятельность;
-
разработать систему управления финансовыми рисками;
-
оптимизировать расходы компании;
-
сбалансировать финансовые потоки компании;
-
оптимизировать налогообложение компании;
-
оценить текущее финансовое положение компании;
-
спрогнозировать будущее финансовое положение компании;
-
регулировать и контролировать финансовые потоки компании;
-
оценить экономическую эффективность инвестиций в развитие компании;
-
управлять структурой капитала для роста доходности на вложенный капитал при разумной балансировке финансовых рисков.
Какие услуги мы предлагаем:
Мы готовы оказывать поддержку в развитии системы финансового управления вашей компании:
-
оценить экономическую эффективность инвестиций (рассчитать отдельные показатели – IRR, NPV, PB и т.д.);
-
провести финансовый анализ компании по фактическим и/или прогнозным данным;
-
выявить граничные значения отдельных параметров, при которых вид деятельности / бизнес теряет/приобретает экономический смысл/становится рентабельным – выявление точки безубыточности;
-
разрабатывать эффективную финансовую модель;
-
разрабатывать методологию системы управленческого учета;
-
разрабатывать методологию системы бюджетирования и планирования;
-
разрабатывать методологию управления казначейством;
-
оценить степень рисков и выявить критические параметры бизнеса для целей их управления и акцентирования внимания.
-
автоматизировать процессы финансового управления.
Управленческий учёт
Управленческий учёт предназначен для определения фактического положения компании или группы компаний в части движения, распределения ресурсов, состояния средств производства, обязательств, источников и результатов деятельности.
Управленческий учёт представляет собой упорядоченную систему выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления объективной экономической информации. Эта информация необходима для принятия обоснованных решений руководством.
Управленческий учет имеет отличия от бухгалтерского учета:
|
Различия в использовании |
|
Управленческий учет |
Бухгалтерский учет |
|
На кого ориентирован |
Руководство, собственники предприятия |
Руководство, собственники предприятия, контрагенты, государственные органы |
Доступность, закрытость |
Коммерческая тайна |
Открытый доступ |
Обязательность процесса |
На добровольной основе |
Обязателен для всех хозяйствующих субъектов. |
Основание для применения |
Управленческая учетная политика |
Бухгалтерская учетная политика на основании установленного законодательства |
Степень детализации |
В соответствии с внутренними приоритетами управления |
Установлена законодательством |
Порядок отображения операций |
Не регламентирован |
Строго регламентирован законодательством |
Периодичность |
В соответствии с внутренними приоритетами управления |
В строго установленные сроки |
Что мы готовы предложить Вам?
· Разработать и автоматизировать систему управления основными процессами и коммуникациями;
· Разработать и автоматизировать управленческий учет и бюджетирование;
· Разработать и автоматизировать систему эффективного моделирования и прогнозирования экономики предприятия.
Бюджетирование
Наша компания специализируется на проектах по разработке и внедрению автоматизированных систем бюджетирования на различных предприятиях, в том числе осуществляющих проектную деятельность.Мы выполняем методическую поддержку заказчиков, проводим обследование действующей системы бюджетирования и участвуем в её улучшении, автоматизируем с использованием различных платформ.
При создании системы бюджетирования мы используем следующие технологии:
№ |
Наименование |
Описание |
1 |
Стратегически ориентированный подход |
Предлагаем выстраивать систему на основании стратегически ориентированного подхода (strategy based budgeting), который предполагает направленность бюджетирования на достижение стратегических целей предприятия и последовательное выполнение долгосрочных задач. При таком подходе годовой Бюджет формируется на основании долгосрочных финансовых показателей. В свою очередь эти показатели устанавливаются в виде декомпозиции стратегического плана по годам и направлениям. Такой подход позволяет формировать предприятие в логике «длинных циклов», проводить осмысленные сбалансированные решения, игнорируя сиюминутные отклонения и всплески, что выгодно отличает этот метод от метода «от достигнутого», используемого в большинстве компаний. Наш подход подразумевает активное участие ваших сотрудников в разработке и совершенствовании стратегии, позволяет им «кожей ощущать» динамику развития компании, а также повышает корпоративную культуру и качество управления. |
2 |
Процессно-ориентированный подход |
Предлагаем выстраивать систему на основании процессно-ориентированного подхода. Это означает, что: v Вся деятельность предприятия описывается в виде операционных процессов. v Модель бюджетирования строится под процессы предприятия. v Операционные расходы и доходы предприятия группируются по процессам, т.е. держателем операционного бюджета становится ЦФО, отвечающее за процесс (создание, приобретение ресурса и т.п.), а не ЦФО - потребитель ресурса (указывается как аналитика «потребитель»). v Финансовые планы формируются в виде двух встречных потоков «сверху-вниз» (стратегия-целевые показатели) и «снизу-вверх» (операционные планы от держателей процессов). |
3 |
Проектно-ориентированный подход |
Для проектных компаний мы предлагаем выстраивать систему на основании проектно-ориентированного подхода (в сочетании с процессами для непроектной деятельности). v Вся деятельность предприятия формируется в виде операционных процессов и целевых проектов. v Модель бюджетирования строится под проекты и процессы предприятия. v Операционные расходы и доходы предприятия группируются по процессам и задачам-проектам. v Косвенные расходы распределяются на себестоимость проектов. |
4 |
Скользящее планирование |
Предлагаем выстраивать систему на принципах оперативного, «скользящего» планирования, что позволяет в рабочем порядке вносить регулярные поправки в деятельность компании. Процесс размечается на временные отрезки, между «точками принятия решений». В «точке принятия решения» проводится системный анализ рисков, противоречий и накопления ошибок управления, даже если «всё идет по плану». По необходимости организуется поиск лучшего варианта решения. Как правило, используется заранее подготовленный системный набор действий, основанный на уровнях компетенции управления. |
5 |
Автоматический контроль исполнения бюджета в виде системы экономических показателей |
Предлагаем встроенный механизм автоматического контроля ключевых экономических показателей, соответствующих бизнес-модели конкретного предприятия:
v Выбор системы контрольных показателей - индикаторов; v Настройка в программе системы индикаторов; v Вывод индикаторов на панель пользователя; v Анализ причин, вызывающих отклонения показателей; v Тонкая настройка системы индикаторов;
|
Подходы к формированию финансовой структуры:
№ |
Уровень финансовой ответственности |
Задачи, ответственность уровня |
1 |
Консолидирующие задачи. Центр Прибыли. |
ЦФО уровня отвечают за всю финансовую деятельность Предприятия. Осуществляется экспертиза и общее управление бюджетным процессом. Интеграция финансовой отчетности с государственной корпорацией. Формируется консолидированный бюджет Предприятия с ДЗО, Мастер-бюджеты. Формируются финансовые, сводные бюджеты, специализированные расчеты (включая себестоимость, налоги, финансовый результат, целевые показатели и т.п.). |
2 |
Инвестиционная деятельность. Центр Инвестиций. |
ЦФО уровня отвечают за инвестиционную деятельность Предприятия. Формируются инвестиции Предприятия, направленные на его развитие и модернизацию. |
3 |
Основная доходная деятельность. Центр Доходов. |
ЦФО уровня отвечают за доходы от основной текущей проектной деятельности Предприятия. Осуществляется основная текущая доходная деятельность Предприятия. Формируются операционные бюджеты по доходной деятельности (по бизнес-направлениям и регионам). |
4 |
Вспомогательная деятельность. Центр Расходов. |
ЦФО уровня отвечают за распределение и использование ресурсов Предприятия в общехозяйственной зоне финансовой ответственности. Выполняется общее обслуживание деятельности Предприятия. Формируются операционные бюджеты общехозяйственной деятельности. |
5 |
Дочерние и зависимые общества. Центры Прибыли. |
ЦФО отвечают за распределение и использование ресурсов Предприятия в рамках отдельного юридического лица ДЗО. Выполняется обслуживание деятельности Предприятия по ДЗО. |
Подходы к формированию бюджетной модели:
№ |
Составные элементы модели |
Решаемые задачи |
1 |
Бюджетный план счетов |
Состав и структура синтетических счетов учета и планирования - управленческий Единый план счетов (ЕПС). Каждый счет ЕПС имеет уникальный индекс. |
2 |
Бюджетный план статей |
Статьи бюджета характеризуют экономический смысл каждой хозяйственной операции (проводки). Статьи распределены по группам хозяйственных операций, например, выручка, расходы основного производства, общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы и т.п. (группы определяются экономической моделью предприятия). Каждая статья имеет уникальный индекс, содержащий номер группы хозяйственной операции. |
3 |
Управленческая аналитика |
Аналитика соответствует справочникам учета, позволяет детально раскрывать информацию, хранящуюся на синтетических счетах ЕПС. Предназначена для детализации сведений о фактических и плановых хозяйственных операциях. |
4 |
Состав и структура бюджетных форм |
Бюджетные формы разделяются по назначению – ввод данных, расчетные, отчетные и т.п. Бюджеты группируются по уровням финансовой ответственности – операционные АХД, операционные доходные, инвестиционные, мастер-бюджеты и т.п. |
5 |
Схема взаимодействия бюджетов |
Отражает потоки данных, схему заполнения и расчета бюджетных форм: источники и потребители данных, состав данных, алгоритмы формирования, алгоритмы корректировки, алгоритмы заполнения и расчета данных. Расчетные алгоритмы специализированных форм соответствуют алгоритмам расчета, описанным в Политике управленческого учета. |
Подходы к формированию органов управления процессом финансового планирования:
Примеры органов управления, участвующих в процессе финансового планирования:
v Генеральный директор;
v Финансовый директор;
v Финансово-экономический департамент;
v Бюджетный комитет;
v Руководители ЦФО;
v Руководители проектов.
Деятельность ряда постоянных органов управления может регулироваться нормативными документами вне рамок Положения.
№ |
Документ |
Описание |
1 |
Состав |
Перечисляется состав и структура органов управления. |
2 |
Функции и полномочия |
Для каких целей создается орган управления. Перечисляются функции и полномочия, которыми наделены органы управления в рамках процесса финансового планирования. |
3 |
Ответственность |
Какая ответственность возникает у органов управления в рамках процесса финансового планирования. |
4 |
Порядок взаимодействия органов управления |
Определяется порядок взаимодействия органов управления как внутри каждого органа, между собой и с подразделениями компании в рамках процесса финансового планирования. |
5 |
Порядок назначения, формирования и прекращения деятельности |
Устанавливается, когда, кто и как назначает, выбирает, снимает, заменяет участников каждого органа управления, регулируемого настоящим Положением. Органы управления могут быть постоянно действующими, могут формироваться на временной основе. |
Подходы к формированию регламентов финансового планирования.
Регламент – это пошаговое описание формальных процедур, реализующих, в данном случае, бизнес-процесс финансового управления предприятия. Он устанавливает результаты, порядок действий, участников, их функции и ответственность, состав и качество информации, сроки исполнения.
№ |
Процесс |
Описание |
1 |
Регламент стратегического финансового планирования |
Ключевой процесс планирования на предприятии. Позволяет установить конкретные долгосрочные ориентиры, определить по этапам цели и показатели, распределить ресурсы и мероприятия. |
2 |
Регламент формирования Бюджета предприятия |
Ежегодный процесс формирования годовых финансовых планов предприятия на основании стратегических целей и показателей. |
3 |
Регламент исполнения Бюджета предприятия |
Ежегодный процесс исполнения годовых финансовых планов, порядок анализа плановых и фактических показателей, выработка решений по реализации стратегических целей и показателей. |
4 |
Регламент финансового планирования коммерческих проектов |
Процесс финансового планирования проектов операционной доходной деятельности. |
5 |
Регламент финансового планирования инвестиционных проектов |
Процесс финансового планирования инвестиционных проектов. |
6 |
Регламент казначейства |
Процесс финансового управления операционной деятельностью в области обеспечения предприятия денежными ресурсами. |
7 |
Регламент оперативного ресурсного планирования |
Процесс финансового управления операционной деятельностью в области обеспечения предприятия материальными ресурсами. |
Подходы к формированию политики управленческого учёта.
Политика управленческого учёта – это корпоративный стандарт, определяющий порядок ведения учета в целях управления. Она предназначена для определения фактических результатов деятельности предприятия в части движения, распределения ресурсов, состояния средств производства, обязательств, поступлений, источников и других показателей, важных для экономики и бизнеса. Эта информация необходима для планирования, прогнозов и принятия обоснованных решений руководством компании.
Она включает:
№ |
Раздел |
Описание |
1 |
Общие положения |
Порядок разработки и изменения Политики. |
2
|
Базовые принципы |
Описания, термины и составные элементы управленческого учёта, включая бюджетное управление. |
3
|
Организационные основы |
Описание организационных принципов ведения управленческого учёта на предприятии. |
4
|
Методика учёта |
Описание параметров, порядка ведения и методов учёта для каждого из объектов учёта. |
5
|
Техника учёта |
Описание основных правил формирования данных и расчетных схем управленческого учёта на предприятии. |
Подходы к организации процесса внедрения бюджетирования:
Мы помогаем выполнять следующие организационные задач при постановке системы бюджетирования:
v Проведение аудита процессов финансового планирования и учета, анализ.
v Поиск причин существующих и возможных в будущем проблем.
v Поиск вариантов продуктивного решения управленческой задачи.
v Планирование мероприятий по внедрению системы финансового управления.
v Моделирование финансовых процессов и методическая подготовка.
v Доработка регламентирующей документации.
v Обучение персонала Заказчика.
v Запуск процессов управления, опытная эксплуатация.
v Внедрение механизмов контроля, поддержки и корректировки процессов системы управления.
Процесс бюджетирования осуществляется на основании Положения о бюджетировании и регламентов бюджетирования. В этих документах закреплена модель, методика и алгоритм бюджетирования.
Очень важно, чтобы эти документы были полезными для предприятия и позволяли установить понятные принципы и ориентиры, определить ответственность и мотивацию конкретных ролей исполнителей и просто навести элементарный порядок в планировании.
Мы стараемся создавать компактное, эффективное и масштабируемое Положение. Компактный документ должен включать в себя только самое необходимое (без отвлекающих внимание отступлений) для понимания задачи, которое исключало бы двоемыслие и ошибки при ведении работы. Эффективный документ должен соответствовать потребностям конкретного предприятия, учитывать его задачи и специфику. Масштабируемый документ должен учитывать будущее развитие конкретного предприятия.
Подготовка такого документа требует серьезного профессионального навыка, глубоких знании экономики предприятия, его стратегических задач и творческих способностей. В результате такой работы предприятие получит систему, которая будет служить ему долгие годы даже с учетом будущих изменений на предприятии. На основании такого Положения гораздо проще, быстрее и дешевле внедрять автоматизированную систему.
Наша компания более 12 лет реализует проекты по разработке, внедрению и автоматизации систем бюджетирования на различных предприятиях, в том числе осуществляющих проектную деятельность.
У компании накоплен большой опыт внедрения систем бюджетирования на основании программных продуктов 1С УПП, 1С ERP, 1С КА, 1С УХ и БИТ.ФИНАНС.
Пример автоматизации бюджетирования на базе «1С:Управление холдингом» (1С УХ).
Пример автоматизации бюджетирования на базе «1С:Управление производственным предприятием» (1С УПП).
Казначейство
Казначейство выполняет ряд ключевых финансовых задач на предприятии. В круг обязанностей Казначейства входят следующие основные функции:
1) Управление ликвидностью денежных средств;
2) Финансирование компании;
3) Управление финансовыми рисками;
Функции казначейства реализуются в виде отдельных задач, описываемых в Положении о казначействе и Регламенте казначейства. На каждом предприятии существуют свой специфичный набор задач казначейства. Но в целом можно выделить следующий состав, который в той или иной степени желательно выполнять для поддержки нормальной работы предприятия.
В управление ликвидностью денежных средств можно включить следующие основные задачи:
1) Формирование и регистрация платежных документов;
2) Контроль расхода денежных средств (ДС) на основании Бюджета предприятия;
3) Контроль движений ДС для исключения кассовых разрывов;
В задачи финансирования предприятия входят:
1) Привлечение внешних и размещение собственных ДС;
2) Использование, размещение собственных и внешних финансовых инструментов (акции, облигации, векселя и т.п.);
3) Использование остатков ДС для получения пассивного дохода предприятия;
4) Управление дебиторской и кредиторской задолженностью;
В задачи управления финансовыми рисками входят:
1) Управление валютными рисками;
2) Управление риском изменения процентной ставки;
3) Управление фондовыми и долговыми рисками;
Наша компания более 12 лет реализует проекты по разработке, внедрению и автоматизации казначейства на различных предприятиях, в том числе осуществляющих проектную деятельность. Мы также выполняем методическую поддержку заказчиков, проводим обследование действующего казначейства и даем рекомендации по его совершенствованию.
У компании накоплен большой опыт автоматизации казначейства на основании программных продуктов 1С УПП, 1С ERP, 1С КА, 1С УХ и БИТ.ФИНАНС.