
Система сбалансированных показателей
Система сбалансированных показателей (ССП, Balanced Scorecard, BSC) – это метод стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору подобранных показателей, отражающих все аспекты оперативной деятельности организации: финансовые, производственные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные, управленческие и т. д. ССП отражает связь между краткосрочными и долгосрочными целями. Смыслом ССП являлось обеспечение учета достижения компанией не только финансовых, но и других стратегических целей. С помощью этого инструмента стратегия переводится на операционный уровень, становится частью повседневной работы каждого сотрудника компании.
На уровне планирования создается стратегическая карта, которая имеет сходство с дорожной картой проекта — на ней отображаются связи между задачами, которые необходимо выполнить для достижения целей. При этом целевой результат определяется сразу по 4 направлениям: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы и развитие персонала без выделения и приоритета направления. На уровне бизнес-процессов достижение стратегических целей отслеживают с помощью Key Performance Indicators (KPI) — ключевых показателей эффективности (КПЭ), которые позволяют оценить результативность проведенной работы. KPI служат своеобразными индикаторами, с помощью которых можно понять, в какой мере были достигнуты запланированные значения.
Этапы создания ССП следующие:
1. Стратегический анализ
По методу матрицы СКГ, методологии SWOT собираются данные о внешней и внутренней среде компании, ее сильных и слабых сторонах, оцениваются риски и перспективы.
2. Определение целей и видения будущего компании.
Формируется миссия, видение, стратегические цели и основные ценности. На их основе создаётся корпоративная стратегия, которая становится базой для стратегической карты. Разработанная стратегия представляет из себя алгоритм:
Стратегические цели - Показатели - Целевые значения - Стратегические инициативы, мероприятия.
Все стратегические цели группируют по следующим четырем направлениям, которые также называют перспективами или проекциями:
-
«Финансы». Какой результат можно предоставить акционерам и учредителям?
-
«Клиенты». Какой образ компании формируется в глазах покупателей?
-
«Внутренние процессы». Какие бизнес-процессы нужно улучшить?
-
«Обучение и рост». Как развиваться дальше и повышать стоимость компании?
На каждое направление нужно подбирать 3−5 ключевых целей. Например, снизить себестоимость продукции, дебиторскую задолженность, повысить уровень клиентского сервиса.
Пример ССП приведен на рисунке
3. Разработка стратегической карты
Для создания карты определяют причинно-следственные связи между стратегическими целями. Совокупность целей и связей между ними образует стратегическую карту. Карта позволяет определиться с целями и сроками их достижения, а также понять, каким образом будут реализовываться планы, и кто будет отвечать за результат.
Итоги работы оцениваются через сравнение плана и факта с выяснением причин отклонений. В результате корректируется либо целевое значение показателей, либо стратегические мероприятия.
Для внедрения в компании ССП необходимо:
- Разработать и внедрить систему управленческого учета.
- Разработать модель бизнеса;
- Поставить стратегические цели; разработать стратегию их достижения; установить ключевые параметры оценки достижения целей (в том числе, описать критерии и единицы измерения).
- Сформировать необходимые компетенции у сотрудников всех уровней.
- Спланировать нужные для стратегического развития ресурсы (финансовые, человеческие, материальные и т. д.).
- Определить систему и методы контроля выполнения ключевых показателей.
- Внести необходимые изменения в систему мотивации.
Внедрение Система сбалансированных показателей на крупном или среднем предприятии в современных условиях России оптимально вести с использованием систем автоматизации.
Для автоматизации ССП используются различные программные платформы Business Intelligence, которые собирают разрозненные данные из различных источников, визуализируют их и позволяют анализировать. А получение оперативных и достоверных данных в современных компаниях невозможны без внедрения систем автоматизации: ERP, CRM и т. п.
Ошибки внедрения и использования ССП:
- Руководитель предприятия не принимает участия в разработке и внедрении системы. Если генеральный директор лично не заинтересован в ССП, проект обречен на провал.
- Нет проектной команды, специалисты не обладают необходимой квалификацией, перегружены или же не наделены достаточными полномочиями. Это ведет к затягиванию внедрения или остановке проекта.
- У ССП нет взаимосвязи с другими системами управления, например, бюджетирования, мотивации. В результате выбранные цели и показатели не будут спланированы и учтены. И если сотрудники не мотивированы стараться достичь показателей, то запланированные результаты не будут достигнуты.
- У компании нет продуманной и формализованной стратегии с чётко определенными целями. Это приводит к тому, что после внедрения для «галочки» ССП не работает, проект останавливается. ССП приходится разрабатывать заново, сроки внедрения значительно растягиваются.
- Неправильно определены KPI. Это приводит к тому, что все усилия приводят лишь к убыткам и деградации бизнес-процессов.
- Копируется чужая ССП. Таким образом можно сократить срок внедрения, но увеличится количество ошибок, а это сказывается на результате.
- Система показателей не актуализируется. Условия, в которых работает бизнес, всегда динамичны, что приводит к изменению целей. Следовательно, должны корректироваться стратегические показатели, в противном случае эффективность ССП значительно снижается.
Чтобы не допустить ошибок, необходимо тщательно спланировать внедрение системы. Проект внедрения должен быть согласован с командой, руководством и ключевыми участниками. Кроме того, ССП должна внедряться не отдельно, а в рамках комплексных мероприятий по совершенствованию системы управления и бизнес-процессов в компании.
Целостная структурированная СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ является основой для принятия верных управленческих решений и контроля за их исполнением.
Что мы предлагаем:
Мы готовы оказать поддержку вашей компании в разработке, внедрении и развитии Системы сбалансированных показателей:
- Разработать и внедрить систему управленческого учета;
- Провести стратегический анализ текущего состояния предприятия используя метод матрицы СКГ, SWOT и другие методики;
- Помочь с определением целей, разработать стратегию их достижения; предложить KPI достижения целей.
- Совместно разработать стратегическую карту. Определить методы контроля выполнения ключевых показателей;
- Предложить систему автоматизации для ведения ССП;
- Разработать проект внедрения;
- Внедрить и отладить автоматизированную ССП;
- Провести оценку результатов использования ССП и предложить меры повышения её эффективности.