Бюджетирование и финансовое планирование
Мы выполняем методическую поддержку заказчиков, проводим обследование действующей системы бюджетирования и участвуем в её улучшении, автоматизируем с использованием различных платформ.
При создании системы бюджетирования мы используем следующие технологии:
№ |
Наименование |
Описание |
1 |
Стратегически ориентированный подход |
Предлагаем выстраивать систему на основании стратегически ориентированного подхода (strategy based budgeting), который предполагает направленность бюджетирования на достижение стратегических целей предприятия и последовательное выполнение долгосрочных задач. При таком подходе годовой Бюджет формируется на основании долгосрочных финансовых показателей. В свою очередь эти показатели устанавливаются в виде декомпозиции стратегического плана по годам и направлениям. Такой подход позволяет формировать предприятие в логике «длинных циклов», проводить осмысленные сбалансированные решения, игнорируя сиюминутные отклонения и всплески, что выгодно отличает этот метод от метода «от достигнутого», используемого в большинстве компаний. Наш подход подразумевает активное участие ваших сотрудников в разработке и совершенствовании стратегии, позволяет им «кожей ощущать» динамику развития компании, а также повышает корпоративную культуру и качество управления. |
2 |
Процессно-ориентированный подход |
Предлагаем выстраивать систему на основании процессно-ориентированного подхода. Это означает, что: v Вся деятельность предприятия описывается в виде операционных процессов. v Модель бюджетирования строится под процессы предприятия. v Операционные расходы и доходы предприятия группируются по процессам, т.е. держателем операционного бюджета становится ЦФО, отвечающее за процесс (создание, приобретение ресурса и т.п.), а не ЦФО - потребитель ресурса (указывается как аналитика «потребитель»). v Финансовые планы формируются в виде двух встречных потоков «сверху-вниз» (стратегия-целевые показатели) и «снизу-вверх» (операционные планы от держателей процессов). |
3 |
Проектно-ориентированный подход |
Для проектных компаний мы предлагаем выстраивать систему на основании проектно-ориентированного подхода (в сочетании с процессами для непроектной деятельности). v Вся деятельность предприятия формируется в виде операционных процессов и целевых проектов. v Модель бюджетирования строится под проекты и процессы предприятия. v Операционные расходы и доходы предприятия группируются по процессам и задачам-проектам. v Косвенные расходы распределяются на себестоимость проектов. |
4 |
Скользящее планирование |
Предлагаем выстраивать систему на принципах оперативного, «скользящего» планирования, что позволяет в рабочем порядке вносить регулярные поправки в деятельность компании. Процесс размечается на временные отрезки, между «точками принятия решений». В «точке принятия решения» проводится системный анализ рисков, противоречий и накопления ошибок управления, даже если «всё идет по плану». По необходимости организуется поиск лучшего варианта решения. Как правило, используется заранее подготовленный системный набор действий, основанный на уровнях компетенции управления. |
5 |
Автоматический контроль исполнения бюджета в виде системы экономических показателей |
Предлагаем встроенный механизм автоматического контроля ключевых экономических показателей, соответствующих бизнес-модели конкретного предприятия:
v Выбор системы контрольных показателей - индикаторов; v Настройка в программе системы индикаторов; v Вывод индикаторов на панель пользователя; v Анализ причин, вызывающих отклонения показателей; v Тонкая настройка системы индикаторов;
|
Подходы к формированию финансовой структуры:
№ |
Уровень финансовой ответственности |
Задачи, ответственность уровня |
1 |
Консолидирующие задачи. Центр Прибыли. |
ЦФО уровня отвечают за всю финансовую деятельность Предприятия. Осуществляется экспертиза и общее управление бюджетным процессом. Интеграция финансовой отчетности с государственной корпорацией. Формируется консолидированный бюджет Предприятия с ДЗО, Мастер-бюджеты. Формируются финансовые, сводные бюджеты, специализированные расчеты (включая себестоимость, налоги, финансовый результат, целевые показатели и т.п.). |
2 |
Инвестиционная деятельность. Центр Инвестиций. |
ЦФО уровня отвечают за инвестиционную деятельность Предприятия. Формируются инвестиции Предприятия, направленные на его развитие и модернизацию. |
3 |
Основная доходная деятельность. Центр Доходов. |
ЦФО уровня отвечают за доходы от основной текущей проектной деятельности Предприятия. Осуществляется основная текущая доходная деятельность Предприятия. Формируются операционные бюджеты по доходной деятельности (по бизнес-направлениям и регионам). |
4 |
Вспомогательная деятельность. Центр Расходов. |
ЦФО уровня отвечают за распределение и использование ресурсов Предприятия в общехозяйственной зоне финансовой ответственности. Выполняется общее обслуживание деятельности Предприятия. Формируются операционные бюджеты общехозяйственной деятельности. |
5 |
Дочерние и зависимые общества. Центры Прибыли. |
ЦФО отвечают за распределение и использование ресурсов Предприятия в рамках отдельного юридического лица ДЗО. Выполняется обслуживание деятельности Предприятия по ДЗО. |
Подходы к формированию бюджетной модели:
№ |
Составные элементы модели |
Решаемые задачи |
1 |
Бюджетный план счетов |
Состав и структура синтетических счетов учета и планирования - управленческий Единый план счетов (ЕПС). Каждый счет ЕПС имеет уникальный индекс. |
2 |
Бюджетный план статей |
Статьи бюджета характеризуют экономический смысл каждой хозяйственной операции (проводки). Статьи распределены по группам хозяйственных операций, например, выручка, расходы основного производства, общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы и т.п. (группы определяются экономической моделью предприятия). Каждая статья имеет уникальный индекс, содержащий номер группы хозяйственной операции. |
3 |
Управленческая аналитика |
Аналитика соответствует справочникам учета, позволяет детально раскрывать информацию, хранящуюся на синтетических счетах ЕПС. Предназначена для детализации сведений о фактических и плановых хозяйственных операциях. |
4 |
Состав и структура бюджетных форм |
Бюджетные формы разделяются по назначению – ввод данных, расчетные, отчетные и т.п. Бюджеты группируются по уровням финансовой ответственности – операционные АХД, операционные доходные, инвестиционные, мастер-бюджеты и т.п. |
5 |
Схема взаимодействия бюджетов |
Отражает потоки данных, схему заполнения и расчета бюджетных форм: источники и потребители данных, состав данных, алгоритмы формирования, алгоритмы корректировки, алгоритмы заполнения и расчета данных. Расчетные алгоритмы специализированных форм соответствуют алгоритмам расчета, описанным в Политике управленческого учета. |
Подходы к формированию органов управления процессом финансового планирования:
Примеры органов управления, участвующих в процессе финансового планирования:
v Генеральный директор;
v Финансовый директор;
v Финансово-экономический департамент;
v Бюджетный комитет;
v Руководители ЦФО;
v Руководители проектов.
Деятельность ряда постоянных органов управления может регулироваться нормативными документами вне рамок Положения.
№ |
Документ |
Описание |
1 |
Состав |
Перечисляется состав и структура органов управления. |
2 |
Функции и полномочия |
Для каких целей создается орган управления. Перечисляются функции и полномочия, которыми наделены органы управления в рамках процесса финансового планирования. |
3 |
Ответственность |
Какая ответственность возникает у органов управления в рамках процесса финансового планирования. |
4 |
Порядок взаимодействия органов управления |
Определяется порядок взаимодействия органов управления как внутри каждого органа, между собой и с подразделениями компании в рамках процесса финансового планирования. |
5 |
Порядок назначения, формирования и прекращения деятельности |
Устанавливается, когда, кто и как назначает, выбирает, снимает, заменяет участников каждого органа управления, регулируемого настоящим Положением. Органы управления могут быть постоянно действующими, могут формироваться на временной основе. |
Подходы к формированию регламентов финансового планирования:
Регламент – это пошаговое описание формальных процедур, реализующих, в данном случае, бизнес-процесс финансового управления предприятия. Он устанавливает результаты, порядок действий, участников, их функции и ответственность, состав и качество информации, сроки исполнения.
№ |
Процесс |
Описание |
1 |
Регламент стратегического финансового планирования |
Ключевой процесс планирования на предприятии. Позволяет установить конкретные долгосрочные ориентиры, определить по этапам цели и показатели, распределить ресурсы и мероприятия. |
2 |
Регламент формирования Бюджета предприятия |
Ежегодный процесс формирования годовых финансовых планов предприятия на основании стратегических целей и показателей. |
3 |
Регламент исполнения Бюджета предприятия |
Ежегодный процесс исполнения годовых финансовых планов, порядок анализа плановых и фактических показателей, выработка решений по реализации стратегических целей и показателей. |
4 |
Регламент финансового планирования коммерческих проектов |
Процесс финансового планирования проектов операционной доходной деятельности. |
5 |
Регламент финансового планирования инвестиционных проектов |
Процесс финансового планирования инвестиционных проектов. |
6 |
Регламент казначейства |
Процесс финансового управления операционной деятельностью в области обеспечения предприятия денежными ресурсами. |
7 |
Регламент оперативного ресурсного планирования |
Процесс финансового управления операционной деятельностью в области обеспечения предприятия материальными ресурсами. |
Подходы к организации процесса внедрения бюджетирования:
Мы помогаем выполнять следующие организационные задач при постановке системы бюджетирования:
v Проведение аудита процессов финансового планирования и учета, анализ.
v Поиск причин существующих и возможных в будущем проблем.
v Поиск вариантов продуктивного решения управленческой задачи.
v Планирование мероприятий по внедрению системы финансового управления.
v Моделирование финансовых процессов и методическая подготовка.
v Доработка регламентирующей документации.
v Обучение персонала Заказчика.
v Запуск процессов управления, опытная эксплуатация.
v Внедрение механизмов контроля, поддержки и корректировки процессов системы управления.
Процесс бюджетирования осуществляется на основании Положения о бюджетировании и регламентов бюджетирования. В этих документах закреплена модель, методика и алгоритм бюджетирования.
Очень важно, чтобы эти документы были полезными для предприятия и позволяли установить понятные принципы и ориентиры, определить ответственность и мотивацию конкретных ролей исполнителей и просто навести элементарный порядок в планировании.
Мы стараемся создавать компактное, эффективное и масштабируемое Положение. Компактный документ должен включать в себя только самое необходимое (без отвлекающих внимание отступлений) для понимания задачи, которое исключало бы двоемыслие и ошибки при ведении работы. Эффективный документ должен соответствовать потребностям конкретного предприятия, учитывать его задачи и специфику. Масштабируемый документ должен учитывать будущее развитие конкретного предприятия.
Подготовка такого документа требует серьезного профессионального навыка, глубоких знании экономики предприятия, его стратегических задач и творческих способностей. В результате такой работы предприятие получит систему, которая будет служить ему долгие годы даже с учетом будущих изменений на предприятии. На основании такого Положения гораздо проще, быстрее и дешевле внедрять автоматизированную систему.
Наша компания более 12 лет реализует проекты по разработке, внедрению и автоматизации систем бюджетирования на различных предприятиях, в том числе осуществляющих проектную деятельность.
У компании накоплен большой опыт внедрения систем бюджетирования на основании программных продуктов 1С УПП, 1С ERP, 1С КА, 1С УХ и БИТ.ФИНАНС.