Бюджетное управление в строительстве

Бюджетное управление в строительстве

Библиотека

01.10.2021

Филиппов Н. Б.

Главная особенность строительства — длительный цикл производства. Сроки возведения строительных объектов измеряются месяцами, поэтому даты начала и конца строительства могут находиться в разных отчетных кварталах и даже в различных годах. Большой объем незавершенного производства и низкая оборачиваемость средств требует постоянной мобилизации собственных и заемных ресурсов. Растянутость строительства во времени не позволяет оперативно сопоставлять размер понесенных материальных и трудозатрат со степенью готовности возводимого объекта.

Периоды формирования доходов и расходов по объекту строительства не совпадают, что накладывает отпечаток на процесс планирования и получения отчетных данных о прибылях и убытках, пригодных для принятия управленческих решений. Для получения прогнозных показателей, пригодных для принятия решений, необходимо организовать систему долгосрочного планирования (несколько лет). Необходимо также проводить помесячную (либо поквартальную) корректировку бюджетов с учетом текущих изменений во внешней и внутренней среде предприятия. Корректировки необходимы для оперативного реагирования на множество ценовых и неценовых факторов, оказывающих влияние на бизнес.

Бюджетное управление в строительстве имеет следующие особенности ведения бизнеса:

  • Обязательное наличие проектно-сметной документации;
  • Управление взаимодействием между подразделениями ведется с учетом проектной деятельности предприятия;
  • В процессе работ привлекаются субподрядные организации для выполнения специфических операций на объектах;
  • Необходимо постоянно вести отслеживание графика работ и своевременной поставки сырья и материалов.

Как правило, строительные компании используют инструменты проектного управления:

  • сетевой график работ;
  • календарное планирование ресурсов.

Применение календарного планирования позволяет:

  • определить сроки сдачи объектов строительства, учитывая наличные ресурсы и необходимые объемы работ;
  • определить риски, влияющие на сроки сдачи объекта с учетом задержек поставщиков, собственных работ и работ субподрядчиков;
  • установить приоритеты использования данных ресурсов;
  • определить эффективное использование ресурсов.

Общая схема документооборота бюджетного управления в строительных компаниях может выглядеть следующим образом:


План
Факт
Анализ
Долгосрочное (3-5 лет) Среднесрочное (год) Текущее (месяц-квартал)
Документы Регламенты
1
БДР БДРУ, СС, КПР, СГР СС КС-2, КС-3,РН и т.п.
ПФА БДР
2
БДДС, БКЗ ЗРДС, ППДС ПД Распределение факта ДДС по статьям БДР ПФА БДДС
3 ИБ ИБУ
Акты ввода в эксплуатацию ОС и НМА

4 ББЛ ПБ

УБ СБ

Расшифровка таблицы:

  • БДР – бюджет доходов и расходов;
  • БДРУ - бюджет доходов и расходов уточненный на базе операционных бюджетов ЦФО;
  • КС-2 – Акт о приемке выполненных работ;
  • КС-3 – Справка о стоимости выполненных работ и затрат;
  • ПФА – план-фактный анализ;
  • РН - расходные накладные;
  • ЗРДС - Заявки на расход ДС;
  • ППДС - Планируемое поступление ДС;
  • ПД - платежные документы;
  • СС – строительная смета;
  • КПР – Календарный план движения ресурсов;
  • СГР – Сетевой график работ;
  • БДДС – бюджет движения денежных средств;
  • БКЗ – бюджет кредитов и займов;
  • ИБ – инвестиционный бюджет;
  • ИБУ – инвестиционный бюджет уточненный;
  • ОС – основные средства;
  • НМА – нематериальные активы;
  • ББЛ – бюджет по балансовому листу;
  • ПБ - прогнозный баланс;
  • УБ – управленческий баланс;
  • СБ – сравнительный баланс;
  • ДС - денежные средства;
  • ЦФО - центр финансовой ответственности;

Используя данные бухгалтерского учета, невозможно провести качественный анализ затрат и доходов в требуемой аналитике. Зависимость бухучета от налогового учета зачастую приводит к списанию фактически не понесенных затрат для оптимизации налогообложения, что тоже не добавляет информативности для принятия управленческих решений. Эту задачу возможно решить только в рамках управленческого учета. Поэтому для строительных компаний необходимо внедрять управленческий учет, который собирает и группирует данные с учетом требований основных потребителей информации. На основании этих данных будут формироваться отчеты, которые смогут представить реальную картину о эффективности бизнеса и его структурных подразделений.

Важнейшую роль в процессе планирования играет бюджет движения денежных средств (БДДС). Планируя расходную часть БДДС, необходимо максимально детально увязать ее с графиком строительства, чтобы избежать замораживания средств в остатках материалов и дебиторской задолженности поставщиков.

Для решения задачи эффективного управления строительным предприятием предлагается использовать специализированные учетные программы. До начала внедрения любой учетной программы в строительной компании необходимо решить две основные методологические задачи:

  1. Необходимо создать единую (консолидированную) систему управленческого учета, ведущегося параллельно с бухгалтерским. Это позволит вести учет и получать отчетность по всем компаниям предприятия, рассматривая их как единый бизнес. В этом случае предприятие будет иметь возможность получать информацию о реальной управленческой себестоимости, доходах и расходах, движении денег.
  2. Необходимо создать единую систему планирования и контроля затрат. Нужно создать унифицированные формы бюджетов для долгосрочного и текущего планирования, проработать порядок составления и сведения бюджетов.

И ещё очень важное замечание: никакая самая продвинутая программа не сможет работать, если на предприятии отсутствует порядок в организации работ. Обычно, для более эффективного финансового управления очень важно консолидировать весь бюджетный процесс компании в руках финансового директора. Важно подчинить ему бухгалтерию и финансовую службу предприятия, чтобы избежать возможного конфликта интересов между различными подразделениями.


Возврат к списку