Система сбалансированных показателей

Система сбалансированных показателей

Библиотека

20.03.2016

Система сбалансированных показателей (ССП, Balanced Scorecard, BSC) – это метод стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору подобранных показателей, отражающих все аспекты оперативной деятельности организации: финансовые, производственные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные, управленческие и т. д. ССП отражает связь между краткосрочными и долгосрочными целями. Смыслом ССП являлось обеспечение учета достижения компанией не только финансовых, но и других стратегических целей. С помощью этого инструмента стратегия переводится на операционный уровень, становится частью повседневной работы каждого сотрудника компании.

На уровне планирования создается стратегическая карта, которая имеет сходство с дорожной картой проекта — на ней отображаются связи между задачами, которые необходимо выполнить для достижения целей. При этом целевой результат определяется сразу по 4 направлениям: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы и развитие персонала без выделения и приоритета направления. На уровне бизнес-процессов достижение стратегических целей отслеживают с помощью Key Performance Indicators (KPI) — ключевых показателей эффективности (КПЭ), которые позволяют оценить результативность проведенной работы. KPI служат своеобразными индикаторами, с помощью которых можно понять, в какой мере были достигнуты запланированные значения.

Этапы создания ССП следующие:

1.       Стратегический анализ

По методу матрицы СКГ, методологии SWOT собираются данные о внешней и внутренней среде компании, ее сильных и слабых сторонах, оцениваются риски и перспективы.

2.       Определение целей и видения будущего компании.

Формируется миссия, видение, стратегические цели и основные ценности. На их основе создаётся корпоративная стратегия, которая становится базой для стратегической карты. Разработанная стратегия представляет из себя алгоритм:

Стратегические цели - Показатели - Целевые значения - Стратегические инициативы, мероприятия.

Все стратегические цели группируют по следующим четырем направлениям, которые также называют перспективами или проекциями:

  •  «Финансы». Какой результат можно предоставить акционерам и учредителям?

  • «Клиенты». Какой образ компании формируется в глазах покупателей?

  • «Внутренние процессы». Какие бизнес-процессы нужно улучшить?

  • «Обучение и рост». Как развиваться дальше и повышать стоимость компании?

На каждое направление нужно подбирать 3−5 ключевых целей. Например, снизить себестоимость продукции, дебиторскую задолженность, повысить уровень клиентского сервиса.

Пример ССП приведен на рисунке


3.       Разработка стратегической карты

Для создания карты определяют причинно-следственные связи между стратегическими целями. Совокупность целей и связей между ними образует стратегическую карту. Карта позволяет определиться с целями и сроками их достижения, а также понять, каким образом будут реализовываться планы, и кто будет отвечать за результат.

Итоги работы оцениваются через сравнение плана и факта с выяснением причин отклонений. В результате корректируется либо целевое значение показателей, либо стратегические мероприятия.

Для внедрения в компании ССП необходимо:

  1. Разработать и внедрить систему управленческого учета.
  2. Разработать модель бизнеса;
  3. Поставить стратегические цели; разработать стратегию их достижения; установить ключевые параметры оценки достижения целей (в том числе, описать критерии и единицы измерения).
  4. Сформировать необходимые компетенции у сотрудников всех уровней.
  5. Спланировать нужные для стратегического развития ресурсы (финансовые, человеческие, материальные и т. д.).
  6. Определить систему и методы контроля выполнения ключевых показателей.
  7. Внести необходимые изменения в систему мотивации.

Внедрение Система сбалансированных показателей на крупном или среднем предприятии в современных условиях России оптимально вести с использованием систем автоматизации.

Для автоматизации ССП используются различные программные платформы Business Intelligence, которые собирают разрозненные данные из различных источников, визуализируют их и позволяют анализировать. А получение оперативных и достоверных данных в современных компаниях невозможны без внедрения систем автоматизации: ERP, CRM и т. п.

Ошибки внедрения и использования ССП:

  • Руководитель предприятия не принимает участия в разработке и внедрении системы. Если генеральный директор лично не заинтересован в ССП, проект обречен на провал.
  • Нет проектной команды, специалисты не обладают необходимой квалификацией, перегружены или же не наделены достаточными полномочиями. Это ведет к затягиванию внедрения или остановке проекта.
  • У ССП нет взаимосвязи с другими системами управления, например, бюджетирования, мотивации. В результате выбранные цели и показатели не будут спланированы и учтены. И если сотрудники не мотивированы стараться достичь показателей, то запланированные результаты не будут достигнуты.
  • У компании нет продуманной и формализованной стратегии с чётко определенными целями. Это приводит к тому, что после внедрения для «галочки» ССП не работает, проект останавливается. ССП приходится разрабатывать заново, сроки внедрения значительно растягиваются.
  • Неправильно определены KPI. Это приводит к тому, что все усилия приводят лишь к убыткам и деградации бизнес-процессов.
  • Копируется чужая ССП. Таким образом можно сократить срок внедрения, но увеличится количество ошибок, а это сказывается на результате.
  • Система показателей не актуализируется. Условия, в которых работает бизнес, всегда динамичны, что приводит к изменению целей. Следовательно, должны корректироваться стратегические показатели, в противном случае эффективность ССП значительно снижается.

Чтобы не допустить ошибок, необходимо тщательно спланировать внедрение системы. Проект внедрения должен быть согласован с командой, руководством и ключевыми участниками. Кроме того, ССП должна внедряться не отдельно, а в рамках комплексных мероприятий по совершенствованию системы управления и бизнес-процессов в компании.

Целостная структурированная СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ является основой для принятия верных управленческих решений и контроля за их исполнением.

Мы готовы оказать поддержку вашей компании в разработке, внедрении и развитии Системы сбалансированных показателей:

  1. Разработать и внедрить систему управленческого учета;
  2. Провести стратегический анализ текущего состояния предприятия используя метод матрицы СКГ, SWOT и другие методики;    
  3. Помочь с определением целей, разработать стратегию их достижения; предложить KPI достижения целей.
  4. Совместно разработать стратегическую карту. Определить методы контроля выполнения ключевых показателей;
  5. Предложить систему автоматизации для ведения ССП;
  6. Разработать проект внедрения;
  7. Внедрить и отладить автоматизированную ССП;
  8. Провести оценку результатов использования ССП и предложить меры повышения её эффективности.

Возврат к списку