Шесть сигм

Библиотека

20.09.2020  

Наша компания занимается разработкой и внедрением систем управления производством на основании концепции «Шести сигм». В концепцию заложен принцип непрерывного улучшения процессов, повышение их эффективности и высвобождение капитала для устойчивого развития. Технология «Шесть сигм» направлена на повышение качества бизнес-процессов путем устранения дефектов, потерь и издержек. Для целенаправленного и постоянного улучшения процессов необходимо научиться измерять и контролировать значения характеристик продуктов, выявлять причины сверхнормативных отклонений и устранять их. «Шесть сигм» – это статистический критерий, в соответствии с которым в общей выборке бракованными оказываются только 3,4 изделия на 1 000 000.Технология улучшения процессов на основе статистических измерений оказалась настолько продуктивной, что сейчас активно используется для улучшения не только производственных, но и управленческих процессов.

Данную технологию мы применяем как управленческий инструмент при создании и внедрении системы сбалансированных показателей. Мы используем «Шесть сигм» при разработке бизнес-процессов (процессный подход) и механизмов измерения показателей эффективности процессов на основании статистических методов. Мы научились достаточно просто и быстро создавать такие механизмы в корпоративных системах 1С, что позволяет нашим заказчикам в автоматическом режиме фиксировать показатели эффективности выполняемых операций, накапливать и обрабатывать статистику закономерностей, получать объективную оценку происходящих событий и своевременно принимать адекватные управленческие решения.


Как мы это делаем

Фаза 1. Проектирование и внедрение системы улучшения процессов

  1. Составляем карту процессов предприятия. Определяем приоритеты и составляем список процессов, ранжированный по степени влияния на достижение финансового результата. Для этого используем систему сбалансированных показателей, разработанную для предыдущего уровня зрелости управления. Если на предприятие входим сразу на этапе улучшения существующих процессов, изучаем существующую на нём систему показателей и строим ранжированный список процессов с её помощью. Согласуем с руководством предприятия последовательность включения процессов в программу внедрения системы «Шести сигм».
  2. Для каждого выбранного процесса формируем свою команду улучшения, состоящую из заинтересованных участников улучшаемого процесса со стороны предприятия и консультантов с нашей стороны. Таким образом в рамках единой команды добиваемся синергии компетенций заказчика, хорошо знающего организацию работы в своей компании, м наших компетенции в управлении улучшением процессов.
  3. В рамках команды уточняем систему показателей эффективности процесса. Если необходимо, углубляем степень её детализации.
  4. Настраиваем систему измерения показателей и формируем статистическую модель для каждой повторяющейся операции процесса.
  5. Развёртываем элементы системы контроля показателей эффективности процесса:
    • Систему управления решением задач улучшения процессов,
    • Автоматизированную библиотеку выявленных отклонений,
    • Автоматизированную библиотеку реализованных решений.

Переходим к постоянному мониторингу показателей эффективности.

Фаза 2. Непосредственное улучшение процессов
  1. Контролируем показатели и рассчитываем уровень отклонений
  2. Локализуем и диагностируем причину отклонений, выходящих за пределы статистического допустимого интервала. Описание таких отклонений включаем в библиотеку отклонений.
  3. Формируем список причин отклонений, ранжированный по степени влияния на результат процесса.
  4. Далее в системе непрерывного улучшения процесса также активно используем элементы концепции Кайдзен.
  5. Разрабатываем программу мероприятий для устранения причин неэффективности процесса.
  6. Реализуем мероприятия.
    • Контролируем результат для подтверждения попадания отклонений в статистически выведенный диапазон допустимых значений.
    • Закрепляем результат изменений с помощью регламента, изменений в системе сбалансированных показателей, в системе мотивации персонала, комплексе компетенций и системе бюджетирования.
    • Фиксируем реализованные решения в библиотеке решений.

Классификация отклонений для выбора способа воздействия:

Основную сложность внедрения системы «Шесть сигм» составляет формирование статистически обоснованного диапазона отклонений показателей и выбора способа улучшения процесса. Для решения названных задач мы руководствуемся следующими критериями.

  1. К допустимым относятся отклонения показателей, которые отрабатываются системой самостоятельно через созданный в ней контур обратной связи. Обычно это случайные и локальные отклонения, не порождающие в системе эффекта резонанса и лавинообразных изменений.
  2. Отклонения, не превышающие возможность самонастройки системы, но смещающие математическое ожидание значений показателя от целевого значения эффективности, регулируются с помощью изменения параметров существующего процесса. Это, как правило, систематические и локальные отклонения, также не порождающие в системе лавинообразных изменений.
  3. Отклонения, систематически выходящие за пределы допустимого диапазона и угрожающие формированием лавинообразных неконтролируемых изменений, требуют перепроектирования процесса.

Критерии выбора статистически обоснованного диапазона допустимых отклонений и способов улучшения процессов

Характер фиксируемых отклонений в процессе

Способ работы с отклонениями для повышения эффективности

1

Случайные и локальные, не выходящие за пределы возможностей самонастройки системы

Отработка системой через встроенный контур обратной связи.

Контролируемый процесс

2

Систематические и локальные, не выходящие за пределы возможностей самонастройки, но постоянно уводящие систему от оптимального режима работы

Корректировка параметров системы

Управляемый процесс

3

Систематические, меняющие логику работы системы

Пересмотр деловой модели управленческого [организационного] решения.

Для предприятия в целом – управление изменениями

Для отдельных процессов -


Возврат к списку