Внедрение системы бюджетирования от "А" до "Я"

Внедрение системы бюджетирования от "А" до "Я"

Библиотека

10.11.2021

Ковтун Светлана

Мы строили, строили, и наконец построили. Ура! 
Из м/ф «Чебурашка и крокодил Гена»

Характеристика предприятия

Прежде чем приступить непосредственно к составлению бюджетов предприятия, кратко охарактеризуем его деятельность. В качестве примера используем собирательный образ небольшого предприятия машиностроительной отрасли - 000 «Агромаш». Основным видом деятельности предприятия является производство и реализация мотоблоков различной мощности и запасных частей к сельскохозяйственной технике. Производство ориентировано на выпуск трех основных моделей мотоблоков для индивидуальных и фермерских хозяйств, а также дачных участков. Предприятие изготавливает свыше 120 наименований запасных частей для мотоблоков и прочей сельскохозяйственной техники.

  Характеристика мотоблоков

На предприятии существует предметная специализация производства по замкнутому технологическому циклу всех основных переделов производства:

  • кузнечное производство: горячая объемная штамповка, холодная и листовая штамповка;
  • механообрабатывающее производство, все виды механической обработки деталей на универсальном, специальном и специализированном (автоматические линии) оборудовании;
  • термическое производство, термическая обработка для упрочнения деталей;
  • защитные покрытия, лакокрасочная, химическая и электрохимическая (гальваническая) обработка;
  • сборочное производство, входной контроль покупных изделий, стендовая и конвейерная сборка, обкатка и испытания.

На предприятии работает 153 человека, в том числе 105 - основной производственный персонал.

В своей деятельности предприятие имеет некоторые ограничения:

  • недостаточный платежеспособный спрос на украинском рынке. В связи с этим вынуждено вести производство в соответствии с полученными заказами и маркетинговыми прогнозами;
  • высокая конкуренция на рынках России и стран СНГ со стороны импортных производителей аналогичной техники. Для укрепления своих позиций на этих рынках предприятие решило расширить производство достаточно дорогой модели мотоблока и продвигать ее на рынке России. Чтобы качество изделия не пострадало, было принято решение о строительстве дополнительного цеха для сборки, обкатки и контроля качества выбранной модели, а также о приобретении нового оборудования в этот цех.

Определение задач

При внедрении системы бюджетирования прежде всего необходимо определить задачи, которые эта система призвана решить. В нашем случае ООО «Агромаш» были сформулированы следующие задачи бюджетирования:

1.Осуществление финансового планирования в соответствии со стратегическим планом развития. До начала внедрения системы бюджетирования финансовое планирование предприятия не было системным процессом и не увязывалось со стратегическими целями.

2.Определение персональной финансовой ответственности за результаты деятельности подразделений. В нашем случае руководство предприятия стремится получить инструмент оценки работы руководителей подразделений, а также мотивировать их на достижение стратегических целей.

3.Оптимизация производственной себестоимости продукции и численности персонала. Предприятие намерено оптимизировать расходы на снабжение за счет планирования оптимального размера закупок ресурсов, пересмотреть и усовершенствовать действующую систему норм и нормативов, а также выявить другие резервы снижения себестоимости.

4.Контроль и анализ рентабельности по каждому виду производимой продукции, недопущение необоснованного производства изделий с низкой рентабельностью.

Анализ существующей стратегии предприятия является первым этапом на пути создания полноценной системы бюджетирования. Стратегические цели предприятия определяются его миссией (рис. 1).

  AJ_2.jpg

ООО «Агромаш» определило свою миссию таким образом: «Создать высокорентабельное, динамично и планомерно развивающееся предприятие путем удовлетворения потребностей покупателей в качественной и функциональной сельскохозяйственной технике малой мощности с использованием современных организационных методик и производственных технологий». Такая миссия определяет следующие стратегические цели:

  • увеличить размер чистой прибыли;
  • обеспечить финансовую устойчивость предприятия;
  • увеличить объемы реализации продукции;
  • сформировать узнаваемый и престижный бренд производителя;
  • повысить степень удовлетворенности клиентов.

Как видим, предприятие позаботилось не только о финансовой стороне своей деятельности, поэтому в качестве глобальных приоритетов определило ориентацию на удовлетворение потребностей клиентов и формирование имиджа.

Стратегические цели предприятия декомпозируются на более низкий уровень - уровень функциональных сфер деятельности. Так определяются функциональные цели, за счет которых будут достигнуты глобальные. Пути достижения функциональных целей описаны в виде программ развития в сферах маркетинга и сбыта, производства, снабжения, финансов и управления кадрами (рис. 2).

AJ_3.jpg 

Для каждой из целей определяются показатели, с помощью которых будет измеряться степень реализации цели.

При этом устанавливаются требуемые диапазоны значений на каждый год реализации стратегического плана.

Рассмотрим показатели для глобальных стратегических целей 000 «Агромаш». Аналогичным образом задаются показатели для функциональных целей.

Оргструктура

Для того чтобы система бюджетирования гармонично вписалась в существующую систему управления предприятием, после определения стратегии предприятию необходимо провести анализ организационной структуры, чтобы на ее основе сформировать финансовую структуру предприятия. Рассмотрим существующую организационную схему ООО «Агромаш» (рис. 3).

AJ_4.jpg

AJ_5.jpg

Финансовая служба представлена бухгалтерией, ПЭО и финансовым отделом. Все эти подразделения находятся в подчинении финансового директора, функции по консолидации бюджетов возложены на планово-экономический отдел.

Коммерческая служба во главе с коммерческим директором представлена отделами снабжения, сбыта, технической эксплуатации и гарантийного обслуживания, транспортным участком.

Производство непосредственно осуществляется в таких подразделениях, как кузнечно-механический цех, два сборочных цеха, термический и лакокрасочный участки.

Техническая служба во главе с техническим директором представлена ремонтно-строительным управлением, отделом технического контроля, энергоцехом и службой главного технолога.

Хозяйственными вопросами занимается помощник директора по хозяйственной деятельности, в ведении которого находятся АХО и столовая, обслуживающая работников.

Финструктура

Следующим этапом создания системы бюджетирования является построение финансовой структуры, то есть формирование из подразделений взаимосвязанных центров финансовой ответственности (далее — ЦФО).

Для определения ЦФО необходимо предварительно провести анализ основных бизнес-процессов и учетной политики предприятия, определить основные функции каждого из подразделений и выяснить, каким образом их выполнение влияет на формирование общего финансового результата, то есть установить, на какие статьи доходов и расходов оказывает непосредственное влияние каждое из подразделений.

На этом этапе также необходимо определить, в разрезе каких объектов предприятие намеревается планировать и анализировать свою деятельность, и каким образом необходимо организовать учет фактических данных.

Если учетная политика предприятия не оформлена единым Положением и существует в виде отдельных документов, освещающих выборочные аспекты, либо вообще не оформлена документально, то на данном этапе необходимо разработать Положение об учетной политике предприятия.

В результате анализа бизнес-процессов и учетной политики ООО «Агромаш» было определено, на какие статьи доходов и расходов оказывает непосредственное влияние каждое из подразделений организационной структуры, что позволило сформировать ЦФО и построить финансовую структуру, состоящую из центров расходов (ЦР), центров доходов (ЦД), центра прибыли (ЦП) и центра инвестиций (ЦИ) (рис. 4).

AJ_6.jpg

Подразделения ПЭО, бухгалтерия и финансовый отдел формируют расходы в процессе своей деятельности и входят в единый ЦР «Администрация», возглавляемый заместителем финансового директора, кроме того, в расходы этого ЦФО входят расходы на заработную плату директора и содержание секретариата.

Из отдела снабжения и транспортного участка был создан ЦР «Логистика». Он осуществляет организацию и закупку материальных ресурсов и влияет только на расходную сторону деятельности предприятия, в частности на:

  • стоимость закупаемых ресурсов;
  • величину транспортно-заготовительных расходов;
  • расходы на содержание транспортного участка и отдела снабжения.

Из отдела сбыта был создан ЦД «Сбыт», а также ЦР «Сбыт». Отдел сбыта является единственным подразделением, отвечающим за получение дохода от основной деятельности предприятия. Однако при этом оно несет и определенные расходы на сбыт, в том числе на содержание отдела сбыта.

Оба сборочных цеха были объединены в один ЦР «Сборочные цеха» в связи тем, что у них общее руководство, а организационное разделение обусловлено различиями в технологии сборки. Остальные производственные подразделения стали соответствующими ЦР. Все эти подразделения в ходе своей деятельности потребляют производственные ресурсы и влияют только на расходную сторону деятельности предприятия.

Производственные подразделения влияют на следующие показатели:

  • расходы на хранение сырья и материалов;
  • производственная себестоимость продукции.

Из группы подразделений технической службы был создан ЦР «Техническая служба», который несет ответственность за расходы на осуществление конструкторских и технологических разработок, расходы на текущий ремонт,. эксплуатационные расходы и т. д.

Из АХО и столовой был создан ЦР «Хозяйственное обслуживание».

Бюджетный регламент

После анализа учетной политики, определения всех объектов учета, а также статей доходов и расходов, относящихся к каждому из объектов, можно разрабатывать структуру и форматы бюджетов, а также определять последовательность их составления для ООО «Агро-маш» (рис. 5).

 AJ_7.jpg

AJ_8.jpg 

Вначале составляются все функциональные бюджеты, а затем информация из них консолидируется в три итоговых бюджета - Бюджет доходов и расходов, Бюджет движения денежных средств и Прогнозный баланс. 000 «Агромаш» составляет годовой бюджет с помесячной разбивкой, а затем ежемесячные бюджеты с целью уточнения грубых годовых прогнозов.

Для слаженной работы всех участников бюджетирования и своевременного составления закрепленных за ними бюджетов целесообразно разработать бюджетный регламент (подробнее о разработке бюджетного регламента читайте в № 72008, стр. 58). Формат бюджетного регламента каждое предприятия выбирает самостоятельно: он может быть оформлен в виде текста, схемы, таблицы.

Оригиналы всех функциональных бюджетов в конечном итоге попадают в ПЭО для консолидации итогов и формирования полного пакета бюджетов. Копии отдельных бюджетов передаются субъектам, которые используют их в качестве входящей информации для составления других бюджетов. После утверждения гендиректором полного пакета бюджетов оригиналы основных и функциональных бюджетов хранятся у финдиректора, а копии утвержденных функциональных бюджетов передаются руководителям ЦФО.

От регламента к бюджетам

При наличии в ООО «Агромаш» четкого порядка бюджетного процесса можно приступать непосредственно к составлениюБюджета производства и реализации на месяц по каждому виду продукции.

Бюджет производства и реализации ООО «Агромаш» на август 2008 года

AJ_9.jpg

На следующем этапе следует определить желаемые остатки на складе по каждому виду продукции и затем составить производственную программу. Как видим, в Бюджете производства и реализации по всем моделям мотоблоков не запланированы остатки. Это связано с тем, что предприятие переходит к принципиально иной форме организации сбыта - через официального дилера ТД «Мотор». На планируемый месяц предприятие сформировало портфель заказов, на основании которого определило плановые объемы реализации, представленные в Бюджете доходов.

AJ_10.jpg

В Бюджете доходов отражена отгрузка продукции в плановом периоде по направлениям реализации: рынки Украины, России и стран СНГ по каждому виду продукции — по мотоблокам в натуральном выражении и по цене реализации, а по запчастям - только по цене реализации.

Для планирования поступлений денежных средств приводим также Бюджет доходов на июль 2008 года, то есть за прошлый месяц.

AJ_11.jpg

На ООО «Агромаш» разработана следующая кредитная политика. По реализации мотоблоков с целью стимулирования продаж и закрепления на рынке стран СНГ предусмотрены более привлекательные условия расчетов, чем для отечественного рынка, - отсрочка платежа до 30 дней с момента отгрузки на всю сумму закупки. Для украинских покупателей установлена предоплата в размере 30% суммы закупки, на оставшиеся 70% суммы закупки предоставляется отсрочка платежа до 30 дней с момента отгрузки. Кредитная политика предприятия по реализации запчастей предусматривает 100% оплаты по факту отгрузки независимо от региона реализации.

Таким образом, на основании фактических данных отгрузки за прошлый месяц и плановых данных Бюджета доходов на август формируется Бюджет поступления денежных средств.

AJ_12.jpg

В нашем случае порядок расчетов для формирования бюджета следующий:

1.Рынок Украины. Размер предоплаты рассчитывается как 30% от отгрузки за август, определенной в Бюджете доходов на август 2008 года (с учетом НДС). Сумма окончательного расчета будет определяться как 70% от отгрузки предыдущего месяца, то есть используются данные по отгрузке из Бюджета доходов на июль 2008 года (с учетом НДС).

2.Рынок России и стран СНГ. Со гласно кредитной политике предприятия получение денежных средств планируется по отгрузке предыдущего месяца, то есть используются данные из Бюджета доходов на июль 2008 года. Например, по контрагенту ООО «Белагропромснаб» ожидается получение 90 тыс. грн от реализации модели «Муравей» и 49,6 тыс. грн от реализации модели «Жук». С учетом особенностей налогообложения экспортных операций НДС не учитывается.

По запчастям кредитной политикой не предусмотрена отсрочка платежа, равно как и предоплата, поэтому поступления денежных средств от реализации запчастей планируются согласно данным отгрузки по Бюджету доходов на август (с учетом НДС по Украине).

После формирования производствен ной программы (в нашем случае - это Бюджет производства и реализации на месяц) можно приступать к составлению Бюджета прямых расходов на сырье и материалы. Такой бюджет формируется для каждого производственного подразделения (цеха) на основании действующих норм расхода сырья, материалов и комплектующих на производство конкретного вида продукции.

В кузнечно-механическом цехе {далее - КМЦ) согласно технологическому процессу производятся детали и комплектующие для каждой модели мотоблоков, часть из которых затем поступает в другие цеха для дальнейшей обработки и сборки готового изделия. Точно так же происходит и с производимыми запчастями.

AJ_13.jpg

На предприятии установлены нормы на расход каждого вида сырья и материалов на каждую деталь (узел) по каждому производственному цеху в соответствии с технологическим процессом. В Бюджете прямых расходов КМЦ приведены обобщенные нормы расхода металлопродукции на детали и узлы отдельно по каждой производимой модели. В общую сумму расходов на сырье и материалы по каждому виду продукции включена сумма расходов на транспортировку.

Расчет транспортных расходов производится следующим образом. На общее количество необходимых материалов в тоннах рассчитываются суммы транспортных расходов. В нашем случае эта сумма составила 8500 грн (расчет выполнен исходя из статистических данных прошлых периодов). Далее определяем количество тонн металлопродукции на выпуск по каждому виду продукции путем суммирования значений в графе «Р, т» («Расход на выпуск, т»). Коэффициент распределения транспортных

расходов будет равен отношению расхода сырья по каждому виду продукции к общему количеству сырья в тоннах. Например, коэффициент распределения расходов на транспортировку для запчастей равен = 0,2 (4,4 : 25,2 = 0,17). Соответственно, сумма расходов на транспортировку определяется умножением коэффициента их распределения на общую сумму транспортных расходов, суммы при этом можно округлять. Например, по запчастям транспортные расходы составят = 1474 грн (8500 х 0,2).

Далее приведен Бюджет прямых расходов на сырье и материалы (комплектующие) сборочного цеха(далее СЦ) № 1. В этом цехе происходит сборка только двух моделей мотоблоков — «Муравей» и «Жук», поэтому расчет выполнен только для них. Аналогично составляются бюджеты для остальных производственных цехов.

AJ_14.jpg

Параллельно с Бюджетом прямых расходов на сырье и материалы формируется Бюджет прямых расходов на оплату труда.В этом бюджете определяются прямые расходы на заработную плату основного производственного персонала (то есть заработную плату, размер которой прямо пропорционально зависит от объемов производства). Бюджет прямых расходов на оплату труда формируется на основании данных об объемах производства (Бюджет производства и реализации), нормативной базы по затратам рабочего времени и действующих тарифных ставок по каждой операции (или на изделие).

На следующем этапе формируем Бюджет ремонтов исходя из потребности в услугах сторонних организаций по наладке оборудования, а также потребности в материалах и запчастях для текущего ремонта по предприятию.

AJ_15.jpg

AJ_16.jpg

Расходы на ремонт ООО «Агромаш» распределяются согласно принципам учетной политики: расходы на услуги по наладке - сразу на общепроизводственные расходы (далее - ОПР) конкретного цеха, расходы на запчасти и материалы — пропорционально фонду рабочего времени ремонтно-строительного управления (РСУ).

На предприятии каждый месяц формируется план работ по ремонтам, в котором указываются место ремонтных работ, их характер и прогнозный размер трудозатрат. Трудозатрат РСУ согласно плану работ по ремонтам распределяются по подразделениям предприятия. Коэффициентом распределения расходов на ремонты и будет доля трудозатрат, приходящаяся на каждое подразделение. То есть, коэффициент распределения расходов на ремонт для КМЦ будет равен 0,45 (360 : 800).

AJ_17.jpg
 

Бюджет налогов формируется по каждому виду налогов, уплачиваемых предприятием.

AJ_18.jpg

Бюджет административных расходов ООО «Агромаш» определяет расходы на мероприятия, связанные с управлением предприятием.

AJ_19.jpgAJ_20.jpg

При определении «суммы к выплате» из суммы расходов с НДС исключаются расходы, оплата которых не осуществляется или не совпадает с периодом начисления таких расходов. В данном случае из суммы расходов вычитается сумма налогов 747 грн, из которых в этом месяце уплачивается только 50 грн, а также сумма командировочных расходов (2688 - 747 + 50 -159 = 21491 грн).

Далее составляем Бюджет расходов на сбыт, который определяет расходы на реализацию.

Все производственные расходы, не попавшие в Бюджет прямых расходов на сырье и материалы и в бюджет на оплату труда производственных рабочих, планируются в Бюджете ОПР.

ОПР распределяются на цеха с помощью соответствующих коэффициентов. В качестве коэффициентов распределения выступает доля прямых расходов на оплату труда по каждому цеху.

Коэффициент распределения ОПР для КМЦ будет равен сумме прямых расходов на оплату труда для КМЦ, деленной на общую сумму прямых расходов на оплату труда (188600 : 608700 = 0,31).

Коэффициент распределения рассчитывается как доля прямых расходов на оплату труда по отдельным видам продукции. По такому же принципу формируются бюджеты общепроизводственных расходов остальных цехов.

AJ_21.jpg

AJ_22.jpg 

Доходы и расходы

После того, как в ООО «Агромаш» сформированы Бюджет доходов, Бюджет производственной себестоимости, Бюджет расходов на сбыт, Бюджет административных расходов, Бюджет социальной сферы и Бюджет расходов по банковским учреждениям, можно приступать к составлению Бюджета доходов и расходов (БДР), который позволяет планировать финансовый результат деятельности предприятия.

Рассмотрим подробнее, каким образом и из каких бюджетов консолидируются данные при составлении БДР на нашем предприятии. Чтобы не перегружать цифровой материал, представленный в статье, показатели бюджетов ООО «Агромаш» поданы в округленном виде.

AJ_23.jpg

Суммы доходов по основной деятельности берутся из Бюджета доходов.

Для определения себестоимости реализованной продукции необходимо вернуться к Бюджету производственной себестоимости и Бюджету производства и реализации. Например, по модели «Муравей» согласно Бюджету производства и реализации планируется реализовать всю произведенную продукцию и остатки в количестве 10 штук. Следовательно, к производственной себестоимости всего выпуска модели «Муравей» нужно прибавить производственную себестоимость изделий на складе (исходя из производственной себестоимости единицы изделия прошлого периода): 513205 + 10 х 3160 = 544805. Аналогично выполняем расчет по модели «Жук»: 471513 + 4 х 3799 = 486709.

По мотоблокам «Шмель» планируется реализовать всю произведенную в плановом периоде продукцию; складских запасов по этой модели нет, поэтому сразу переносим сумму производственной себестоимости из Бюджета производственной себестоимости. По запчастям указываем себестоимость реализованной продукции из Бюджета производства и реализации, где по строке «Запчасти» указано движение запчастей по их производственной себестоимости.

Сумма валовой прибыли определяется как разница между доходом от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Общая сумма расходов на сбыт берется из Бюджета расходов на сбыт (без НДС). Расходы на сбыт распределены по каждому виду продукции пропорционально доходу от реализации продукции.

Общие суммы по административным расходам, расходам на социальную сферу, расходам на услуги банка берутся из соответствующих бюджетов и распределяются по видам продукции пропорционально маржинальному доходу. Коэффициент распределения был определен ранее при расчете маржинального дохода.

Проценты по кредиту не распределяются по видам продукции, а относятся сразу на расходы по модели «Шмель», поскольку кредит был взят предприятием под производство именно этой модели.

Прибыль от обычной деятельности определяется путем вычитания из валовой прибыли всех перечисленных расходов. Налог на прибыль рассчитывается по ставке 25%. Чистая прибыль предприятия за планируемый период составляет 615507 грн: 820675 - 205168.

Капитальное строительство

Поскольку маржинальный анализ выявил как наиболее перспективные производство и реализацию мотоблоков модели «Шмель», руководство предприятия приняло решение о строительстве дополнительных производственных помещений для наращивания объемов производства этой модели. Строительные работы начались в предыдущем квартале.

В планируемом месяце продолжается строительство и формируется Бюджет капитального строительства, где указываются все расходы, связанные с этой программой. Этот бюджет может составляться в более подробном виде, чем продемонстрировано нами. Сумма расходов на капитальное строительство составила 517948 грн без НДС, или 621537 грн с НДС.

AJ_24.jpg

Денежные средства

После составления БДР можно приступать к составлению Бюджета движения денежных средств (БДДС) отдельно по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. В нашем случае предприятие не проводило финансовой деятельности, поэтому БДДС содержит показатели только по двум ее видам.

Разработка БДДС начинается с определения поступлений и выплат по операционной деятельности. Суммы платежей указываются с учетом НДС. Рассмотрим, из каких бюджетов консолидируются данные при составлении БДДС ООО «Агромаш».

Поступления денежных средств берем из Бюджета поступлений, платежи по производственной деятельности — из Бюджета платежей по закупкам. Так, сумма платежей по закупке металлопродукции и лакокрасочных материалов составит 200915 грн: 192015 + 8900. Аналогично в БДДС вносятся суммы платежей по всем группам ресурсов.

Выплаты зарплаты основного производственного персонала (вместе с выплатами зарплаты начальников цехов) берутся из Бюджета расходов на оплату труда прошлого месяца и Бюджета общепроизводственных расходов цехов за прошлый месяц. Выплаты по общепроизводственным расходам, а также по остальным видам расходов берем из соответствующих бюджетов.

Чистое движение денежных средств от операционной деятельности определяется как разница между поступлениями от операционной деятельности и платежами по операционной деятельности.

Мы знаем, что предприятие финансирует строительство новых производственных помещений. Сумма, которую намерено выплатить предприятие, превышает чистое движение денежных средств операционной деятельности за месяц (569591 грн) и составляет 586537 грн с учетом НДС.

 Чистое движение денежных средств за период отрицательное и составляет -16947 грн: 569591 -

- 586537. Однако с учетом остатка денежных средств на начало периода остаток денежных средств на конец периода - 9370 грн: 26317 - 16946. Кроме того, в плановом месяце предусмотрен расчет векселем.

Сумма расходов по капитальному строительству из Бюджета капитального строительства составила 517948 грн. С НДС эта сумма будет 621537 грн, в т. ч. 103590 грн - НДС.

Если заложить в БДДС всю эту сумму, получим отрицательный остаток денежных средств на конец периода, то есть кассовый разрыв. Этого допускать нельзя ни в коем случае. Поэтому предприятием было запланировано в счет задолженности по капитальному строительству выдать вексель на сумму 35000 грн.

В отличие от приведенных расчетов, довольно часто в результате составления БДДС предприятие может получить отрицательный остаток денежных средств или остаток ниже минимально установленного уровня.

Для устранения дефицита БДДС необходимо заново проанализировать функциональные и операционные бюджеты, выявить резервы увеличения денежных поступлений или сокращения выплат, рассмотреть возможность привлечения дополнительного капитала и пересчитать бюджеты с учетом запланированных изменений.

Прогнозный баланс

Составление Прогнозного баланса является завершающим аккордом финансового планирования. Он позволяет не только проверить корректность составления всех остальных бюджетов, но и планировать финансовое состояние, в котором будет находиться предприятие после реализации всего намеченного в функциональных бюджетах.

Рассмотрим особенности технологии составления Прогнозного баланса и его взаимосвязь с операционными бюджетами, а также БДР и БДДС.

Значение статей Прогнозного баланса на начало периода переносится из соответствующих статей Прогнозного баланса на конец периода предыдущего бюджетного месяца. Рассмотрим, каким образом на нашем предприятии были получены плановые значения статей Прогнозного баланса на конец августа 2008 года.

AJ_25.jpg

I. Расчет значений на конец периода по статьям активов. Сумма по статье «Незавершенное строительство» увеличилась на величину капитальных инвестиций из соответствующего бюджета.

Сумма по статье «Основные средства» уменьшилась на величину амортизационных отчислений в планируемом месяце, которую определяем путем суммирования соответствующих статей из Бюджетов административных, общепроизводственных расходов и Бюджета социальной сферы.

Движения по статьям «Долгосрочные финансовые инвестиции» и «Долгосрочная дебиторская задолженность» у предприятия не было.

Сумма по статье «Производственные запасы» берется из бюджета закупок и остатков (1331 + 8755 + 192 + 48 + 1030 = 11356 грн).

При определении суммы по статье «Незавершенное производство» предприятие исходит из того, что незавершенное производство составляет 6,14% производственной себестоимости за период: 1451462 х 0,0614 = 89206 грн. Величина 6,14% обусловлена статистическими данными прошлых периодов.

Сумма в строке «Готовая продукция» рассчитывается как остатки готовой продукции в натуральном выражении из Бюджета производства и реализации, умноженные на их производственную себестоимость из соответствующего бюджета.

В нашем случае остатки готовой продукции планируются только по запчастям, и сумма берется из Бюджета производства и реализации.

Изменений по строке «Векселя полученные» не было.

В строке «Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги» отражается сумма дебиторской задолженности из соответствующего бюджета.

Сумма в строке «Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом» включает:

  • сумму на начало периода (11248 грн);
  • сумму налогового кредита (13558,43 грн), полученную как разница между налоговыми обязательствами по реализации и налоговым кредитом по понесенным расходам операционной деятельности (расчет по данным функциональных бюджетов);
  • сумму налогового кредита по капитальному строительству из соответствующего бюджета (103590 грн).

Изменений задолженности по выданным авансам не было.

Сумма в строке «Денежные средства и их эквиваленты» берется из БДДС.

Сумма по «Расходам будущих периодов» не изменилась.

Таким образом, сумма активов Баланса составила 6038285 грн.

  AJ_26.jpg

II. Расчет значений на конец периода по статьям пассивов. Уставный капитал предприятия в августе не планируется увеличивать, он остается неизменным, как и сумма резервного капитала.

Сумма нераспределенной прибыли увеличивается на величину прибыли из БДР: 55210 + 615507 = 670717 грн.

Сумма краткосрочных кредитов остается неизменной, поскольку предприятие не планирует возврата кредита или получения дополнительного.

Сумма по строке «Векселя выданные» увеличена по сравнению с предыдущим периодом на 35000 грн, то есть на сумму веселя, который предполагается выдать в счет части долга по капитальному строительству.

Сумма по строке «Кредиторская задолженность за товары, работы, услуги» берется из соответствующего бюджета кредиторской задолженности.

Сумма по строке «Текущие обязательства по расчетам» складывается из:

  • остатка за предыдущий период;
  • разницы между начисленной и выплаченной заработной платой (берется из соответствующих статей операционных бюджетов);
  • разницы между начисленными и выплаченными налогами (берется из соответствующего бюджета);
  • суммы начисленного налога на прибыль (из БДР).

Таким образом, сумма пассивов предприятия составляет 6038285 грн. Равенство Активов и Пассивов соблюдено.

В ООО «Агромаш» сложилась типичная для многих предприятий ситуация: денег нет, а прибыль есть. Почему так получается? Ответ на этот вопрос дает БДДС, рассчитанный косвенным методом.

AJ_27.jpg 

Для расчета берем чистую прибыль за вычетом амортизации из БДР - 615507 грн. Прибавляем сумму амортизационных отчислений (функциональные бюджеты). Вычитаем изменение суммы оборотных активов (Прогнозный баланс): дебиторской задолженности (314058 + 117148) и запасов (-10791 + 4646 - 33636). Прибавляем изменение суммы текущих обязательств по IV разделу Баланса (-265409 грн). По инвестиционной деятельности произошло изменение суммы необоротных активов на 517948 грн. Изменений по финансовой деятельности не было.

Подсчитаем суммарное изменение денежных средств (АДС):

ДДС = 615507 + 11511 - 431206 + 39781 + + 265409 - 517948 = -16947 грн.

К начальному сальдо денежных средств 26317 грн прибавляем АДС -16947 и получаем сумму конечного сальдо денежных средств 9370 грн, которая стоит в Прогнозном балансе

На следующем, итоговом, этапе составим Аналитические показатели бюджетов.

Поскольку одной из целей внедрения бюджетирования на предприятии является контроль и анализ рентабельности по каждому виду продукции, целесообразно рассчитать рентабельность отдельных видов продукции на основании данных БДР.

Для этого по каждому виду продукции определяем величину чистой прибыли и делим ее на сумму полных расходов по этому виду продукции. Например, рентабельность мотоблока «Муравей» получаем следующим образом. Из БДР берем прибыль от обычной деятельности (245043 грн), вычитаем из нее величину налога на прибыль (61261 грн), получаем чистую прибыль (183782 грн). Чистую прибыль делим на величину общих расходов, приходящихся на мотоблок (564955 грн), получаем рентабельность 32,53%. Аналогичным образом получаем рентабельность мотоблока «Жук» — 39,54% и «Шмель» - 51,55%.

На этом формирование бюджетов и прогнозных аналитических показателей ООО «Агромаш» завершено. Следующий шаг - исполнение бюджетов, контроль и анализ причин отклонений для принятия своевременных и эффективных управленческих решений.


Возврат к списку